Сибирские огни, 1935, № 2
шествии по Волге в 1856 г., предпринятому по командировке М орского мини стерства. Очерки эти были напечатаны в «Морском сборнике» за 1860 г. Путешествуя по Волге, Островский видит не только красоту окружающей природы и архитектурных памятников, нет, он пишет в своих очерках : «Первое, что пораж ает наблюдателя в Твери, это — бедность про мышленного класса, мещанства и ничтожность зарплаты и выручки»... «В зимнее время весь бедный класс судопромышленников зан и мается кузнечным ремеслом, работой изнурительной и мало прибыль ной. Работники спят не больш е 3 часов в сутки и вырабатываю т не больш е 50 коп. в неделю. Женский промысел в Твери — вязание про стых чулок в одну иглу, их вырабаты вается весьма большое коли чество, но цена пряжи на вес мало отличается от цены уж е связан ных чулок». К сожалению , печатание этих очерков прекратилось на первых ж е двух гла вах , т о мы имеем свидетельство С. В. Максимова о том,; что у Островского был подготовлен обильный материал о жизни и быте поволжских бурлаков и р а б о чих, но он не был допущ ен к опубликованию цензурой . Несколько позднее, по другому поводу в своем письме к Н. А. Некрасову от 1869 г., Островский пишет: «Дорогой мой Николай Алексеевич, зачем вы пугаете людей, лю бящих вас, как вам умирать. С кем же тогда мне итти в литературе. (Подчеркнуто нами. Ф. С. Л.). Ведь мы с вами только двое н астоя щие народные поэты, мы только двое знаем его, умеем любить ег* и сердцем чувствовать его нужды без шаблонного западничества и б е з детского славянофильства . Славянофилы наделали себе дер евян ных мужичков д а и утешаю тся ими. С куклами можно делать всякие эксперименты , они есть не просят». Этими строками Островский связывает свои устремления с деятельностью р а дикальной демократической интеллигенции. «ГРОЗА» И ЕЕ ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ. Будучи напечатанной и поставленной на сцене в 1859 г., «Гроза» была во сторженно принята передовой демократической публикой и критикой. „ Один из театральны х рецензентов писал, что «Первое представление «Грозы» напоминает первое представление «Ревизора» . По мнению Н. А. Добролю бова , «Гроза» — есть без сомнения самое решительное произведение О стровского ; взаимные отношения самодурства и безгласности до в е дены в ней до самых трагических последствий». Но одновременно пьеса вы зы вает и резкие негодующие выступления. Ч р е з вычайно интересно в этом отношении письмо М. С. Щепкина, написанное им чле ну комиссии Академии наук Галахову : ... «Я прочел отчет Академии за выданную премию Островскому за «Грозу», определенную по вашему разбору , который ?/еня удивил. Мне было обидно читать высказывание мнений по этой пьесе. И как не удивляться этой сцене, когд а русская женщина выросла так вы соко , что публично признается , что она курва. Как упустить из виду' 2-е действие, которое происходит за кустами»... А что, если бы это было на сцене, вот был бы эф ф е к т небывалый». «Гроза» принадлежит к числу «счастливых» пьес русского репертуара . «Гро зу» играли все наши лучшие актрисы и актеры. Е е ставили все наши лучшие р е жиссеры. У нас нет возможности остановиться на подробном р а зб ор е всех ее постано вок и возобновлений на сценах наших столиц. Но для того , чтобы уяснить себе образ спектакля в нашем театре , мы должны будем проанализировать р я д бли жайших к нам по времени постановок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2