Сибирские огни, 1935, № 2

том случае, если оно об’яснит нам их сегодняшний день; или, в 'Об­ ратной постановке, если мы, на основании того, что говорит о них писатель, сможем предположить, как они отнесутся к новым явлениям. Коренной, все охватывающей новостью у нас является революция;, стало быть — чего ожидать от ошаровских эвенков в условиях рево­ люции, в условиях коллективизации, в условиях проникновения в тайгу промышленности? Наиболее умные и энергичные из эвенков, такие, как Сауд, реша­ ют совсем отгородиться от русских. От «люча», как они убедились на опыте, нечего ждать, кроме обмана, насилия, убийства. Русские для них все одинаковы; купец, его приказчик, работник — все они для эвенков враги, для всех их эвенки — хуже скота. Менее развитая мас­ са до таких крупных решений не доходит, отказаться от пороха, чая и т. п. ради независимости она не решается, но вражда и недоверие к русским сильны и у них. О какой-либо иной жизни, непохожей на ту, которую им приходится вести, у них нет представления. Револю­ ции придется пробить эту стену недоверия к русским вообще. Если Сауд уверится, что приемы торговли коренным образом изменились,, что «покруты» больше не существует, а есть забота о эвенках со сто­ роны советской власти, он вернется из таежной глуши. Он и его ро­ дичи не будут отворачиваться от новых русских людей, которые те­ перь покажут им новую, советскую жизнь. Они привыкли поддержи­ вать друг друга, часто делятся чуть не последним; если перед ними по­ ставят вопрос о коллективном хозяйстве (в той области, которая им привычна — охота и оленеводство), мысль эта найдет в их сознании подготовленную почву. Роман начинается многообещающе. «Гнилозубый князек Кочениль с подручными отвез русским в волостное село много сотен ясачной пушнины. Он исправно сдал ясак и, довольный, возвратился на по- рожнцке в родную стоянку, к подножью Туктынчакита, чтобы кня­ жить и собирать новую пушную дань с кочевого народа». Какую роль- отвел автор в своем романе этому князьку? «С приходом вкочевье он слег, потерял язык, умер». С него началась эпидемия среди эвенков. Перенести заразу от руоских к эвенкам — вот что поручил ему автор. Только и всего. Выполнив это задание, князек исчезает из романа. Ро­ ман построен так, что для князька места в нем не оказалось. Одна­ ко, упоминание о нем как будто указывает, что жизнь эвенков постро­ ена на определенной социальной системе. Известно, что в царские времена эвенки вносили подати (ясак) пушниной. Ошаров указывает, что князьки собирали с них «пушную дань». То и другое должно бы­ ло как-то отразиться на жизни героев романа, должно было бы най­ ти место в романе. Этого в романе мы не находим. Есть в романе и другой, более крупный эпизод, не связанный с ходом действия. На случайность, неподготовленность этого эпизода указал на первом краевом с’езде сов. писателей Н. Кудрявцев. Сауд попадает к богатому баю Гольтоулю. Идет он к богачу просто посмот­ реть, как он живет, да и то потому, что подвернулся компаньон, эвенк Орбоча, который хочет просить у бая в долг оленей. Не будь этого случая, Сауд так и не увидал бы богатого стойбища. Но и бай, как князек, бесследно исчезает из романа. Среди эвенков, очевидно, существует социальное расслоение, есть эксплоатируемые и экспло- ататоры. К которой из этих групп принадлежит Сауд с своими близ­ кими? Они никого не эксплоатируют, но и сами, видимо, эксплоата- ции не подвергаются. Эта сторона жизни эвенков просто как бы не существует для них. Интересно отметить, что уважения к баю не пи­ тают ни Сауд с Орбочей, ни работники Гольтоуля; последние не ува­ жают и его собственности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2