Сибирские огни, 1935, № 2

какую-то заразную болезнь. Эпидемия быстро распространяется, не­ смотря на заклинания шаманов. Один из эвенков, в чум которого тоже забралась зараза, в страхе пускается на поиски нетронутого хворью места. Но уже поздно: он заразился и сам. Добравшись до чужого чума, он сваливается и умирает. Болезнь начинается ,и здесь. Из семьи, состоявшей из шести человек, остаются в живых только двое: девочка Пэтэма и ее слепой дед Бали (бали — слепец). Чтобы не погибнуть, они отправляются искать кочевье знакомого эвенка Рауля, которое должно находиться где-то поблизости (несколько дней пути). Идут они пешком, так как поймать оленей не могут. Де­ вочка ведет своего слепого деда, а он по памяти говорит ей, куда итти. Память старого следопыта такова, что он почти точно указы­ вает дорогу. Все же дойти до соседнего кочевья они не смогли. Их нашел вышедший на охоту «сосед» из этого кочевья: случайно попа­ лись следы, да собака путников, прибежавшая на его выстрел, ука­ зала, где находятся уже потерявшие сознание старик и девочка. Охотник (Рауль) приводит их в свой чум, потом пригоняет их оленей, перетаскивает имущество. Вместе с Раулем кочует еще семья; в этой семье есть мальчик-подросток Сауд. Три семейства начинают сов­ местную жизнь. Подробно раскрываются быт эвенков, их охотничьи приемы, способ скотоводства. Дети растут вместе. Мальчик учит де­ вочку распознавать следы, стрелять зверя, уступает ей часть своей добычи, делает для нее лыжи и т. д. Мальчик даровит и энергичен и очень рано начинает играть руководящую роль в семье, оттесняя лентяя-отца. Он уже мечтает накопить выкуп за Пэтэму и сделать ее своей женой. Старик Бали благоволит к нему и, наверное, согласится отдать ему внучку. Условия, в которых живут эвенки, очень суровы. Но народ они очень хороший. Они внимательны и заботливы по отношению друг к другу, ласковы с детьми, хорошо относятся к женщинам. Тайга для них открытая книга. Старик Бали хранит в своей памяти веками на­ копленную мудрость кочевников. Его старческие наставления — не надоедное брюзжание: в каждом его слове, каждой притче заклю­ чается ценное практическое указание. И эвенки высоко ставят своего слепого и беспомощного патриарха. Ошаров дает много картин из повседневной жизни эвенков, нередко заставляя читателя забывать, что, кроме таежного житья-бытья, есть и какое-то другое, кроме эвенков есть и еще какие-то люди. Вековой опыт научил эвенков из­ влекать пользу из всего, что только есть в тайге, научил их работать— сообразно условиям — разумно и целесообразно. Жизнь их кажется полной. Но за эвенком постоянно следит зоркий глаз хищника. Необ­ ходимое для таежной охоты оружие и огневые припасы, муку, милые его наивному сердцу предметы роскоши — бисер и грошовые бусы— все это он получает от русского торгаша в обмен на пушнину. Когда эвенк приходит «покручаться» (так называется этот меновой торг), его первым делом стараются напоить до бесчувствия, споенный тор­ гашом кочевник отдает почти даром дорогие шкуры и никак не мо­ жет выбиться из долга. «Покручать» эвенков настолько выгодно, что этим делом заинтересовывается и крупный капитал. Богатый купец Калмаков, с разрешения властей (подкупленных хорошей взяткой), начинает в тайге организовывать свои базы, чтобы эвенку не было нужды ехать за покрутой в русские селения, где его обирают мелкие торговцы. Крупный капиталист собирается раздавить конкурентов. Во время одной из своих поездок Калмаков встречает знакомую нам семью эвенков. Красивая Пэтэма понравилась ему. Подпоив ее и Сау- да, который всюду сопровождает Пэтэму, он пытается изнасило­ вать девушку. Это дело обычное во время покруты: пьяный муж или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2