Сибирские огни, 1935, № 2
какую-то заразную болезнь. Эпидемия быстро распространяется, не смотря на заклинания шаманов. Один из эвенков, в чум которого тоже забралась зараза, в страхе пускается на поиски нетронутого хворью места. Но уже поздно: он заразился и сам. Добравшись до чужого чума, он сваливается и умирает. Болезнь начинается ,и здесь. Из семьи, состоявшей из шести человек, остаются в живых только двое: девочка Пэтэма и ее слепой дед Бали (бали — слепец). Чтобы не погибнуть, они отправляются искать кочевье знакомого эвенка Рауля, которое должно находиться где-то поблизости (несколько дней пути). Идут они пешком, так как поймать оленей не могут. Де вочка ведет своего слепого деда, а он по памяти говорит ей, куда итти. Память старого следопыта такова, что он почти точно указы вает дорогу. Все же дойти до соседнего кочевья они не смогли. Их нашел вышедший на охоту «сосед» из этого кочевья: случайно попа лись следы, да собака путников, прибежавшая на его выстрел, ука зала, где находятся уже потерявшие сознание старик и девочка. Охотник (Рауль) приводит их в свой чум, потом пригоняет их оленей, перетаскивает имущество. Вместе с Раулем кочует еще семья; в этой семье есть мальчик-подросток Сауд. Три семейства начинают сов местную жизнь. Подробно раскрываются быт эвенков, их охотничьи приемы, способ скотоводства. Дети растут вместе. Мальчик учит де вочку распознавать следы, стрелять зверя, уступает ей часть своей добычи, делает для нее лыжи и т. д. Мальчик даровит и энергичен и очень рано начинает играть руководящую роль в семье, оттесняя лентяя-отца. Он уже мечтает накопить выкуп за Пэтэму и сделать ее своей женой. Старик Бали благоволит к нему и, наверное, согласится отдать ему внучку. Условия, в которых живут эвенки, очень суровы. Но народ они очень хороший. Они внимательны и заботливы по отношению друг к другу, ласковы с детьми, хорошо относятся к женщинам. Тайга для них открытая книга. Старик Бали хранит в своей памяти веками на копленную мудрость кочевников. Его старческие наставления — не надоедное брюзжание: в каждом его слове, каждой притче заклю чается ценное практическое указание. И эвенки высоко ставят своего слепого и беспомощного патриарха. Ошаров дает много картин из повседневной жизни эвенков, нередко заставляя читателя забывать, что, кроме таежного житья-бытья, есть и какое-то другое, кроме эвенков есть и еще какие-то люди. Вековой опыт научил эвенков из влекать пользу из всего, что только есть в тайге, научил их работать— сообразно условиям — разумно и целесообразно. Жизнь их кажется полной. Но за эвенком постоянно следит зоркий глаз хищника. Необ ходимое для таежной охоты оружие и огневые припасы, муку, милые его наивному сердцу предметы роскоши — бисер и грошовые бусы— все это он получает от русского торгаша в обмен на пушнину. Когда эвенк приходит «покручаться» (так называется этот меновой торг), его первым делом стараются напоить до бесчувствия, споенный тор гашом кочевник отдает почти даром дорогие шкуры и никак не мо жет выбиться из долга. «Покручать» эвенков настолько выгодно, что этим делом заинтересовывается и крупный капитал. Богатый купец Калмаков, с разрешения властей (подкупленных хорошей взяткой), начинает в тайге организовывать свои базы, чтобы эвенку не было нужды ехать за покрутой в русские селения, где его обирают мелкие торговцы. Крупный капиталист собирается раздавить конкурентов. Во время одной из своих поездок Калмаков встречает знакомую нам семью эвенков. Красивая Пэтэма понравилась ему. Подпоив ее и Сау- да, который всюду сопровождает Пэтэму, он пытается изнасило вать девушку. Это дело обычное во время покруты: пьяный муж или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2