Сибирские огни, 1935, № 2
Н. ТРУНЕВ О РОМАНЕ М. ОШАРОВА „БОЛЬШОЙ АРГИШ“ Среди произведений сибирских писателей роман Отарова' зани мает особое место. Во-первых, он изображает дореволюционное вре мя. В какие именно годы развертывается действие — трудно сказать: может быть, двадцать лет тому назад, а может и все пятьдесят. На близость революции в романе нет указаний. Во-вторых, в нем рису ется жизнь эвенков, людей первобытных. Они живут в глухой тайге, тайга — их кормилица; она определяет их жизнь, их обычаи. В треть их, эти люди изображены, так сказать, изнутри. Мелкие отсталые народности много раз показывались в худо жественной литературе, главным образом в столкновении с капитали стической культурой. В такие повествования обычно вводится циви лизованный человек «белый» в роли культуртрегера, чаще всего — эксплоататора. Во всех таких случаях «дикарь» рассматривается как бы глазами этого «белого»; «белый» служит как бы нормой, по ко торой оценивали «дикаря». «Белые» — русские купцы-хищники — играют не малую роль в жизни ошаровских эвенков: они снабжают их оружием, припасами в обмен на пушнину, жестоко их обирая и бессовестно спаивая, не останавливаясь перед насилием и убийством.— «Люча» (русские) — это мошка. Они лезут везде и дымокуром их не испугаешь», — так размышляет опытный старик-эвенк. Ход действия в романе определяется именно столкновением эвен ков с руескими-торгашами; основная мысль произведения раскрывает ся через них. Но повседневная жизнь эвенка течет без каких-либо вли яний со стороны русских «культуртрегеров», по тому руслу, которое она прорыла себе сотни, может быть тысячи лет тому назад. Не только тайгу с ее зверями и растениями автор показывает с точки зрения эвенков, но и на русских купцов он заставляет читателя смот реть их глазами. Ошаров знает жизнь эвенков, относится к ним с большой симпатией. Этим он заражает и читателя, который сживает ся с героями, сочувственно следит за их судьбой. «Аргиш» значит кочевье. По названию роман сближается с произ ведением другого автора — Коптелова — «Великое кочевье». Сбли жение это не случайно, так как роман Коптелова в известном смысле является продолжением ошаровокого, ответом на поставленные в нем вопросы. В сжатом виде ход романа можно представить так. «Гнилозубый князь Кочениль», ездивший в русское волостное село для сдачи яса ка, вернувшись оттуда, заболел и умер. Видимо, он привез с собой1 1 „Сиб. Огни“, 1934 г . Л6 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2