Сибирские огни, 1935, № 2

Мысль его скоро подтвердилась. Как только всадник натягивал поводья на рысь, она становилась прежней красавицей, вытягивалась, как струна, напружи ­ нивалась и в прекрасном беге несла комиссара. Во время бега лошадь была охвачена только одним устремлением — скорее донести всадника, и ничто не могло отвлечь ее внимания на посторонние вещи. V В заключение хочется указать еще на одно досадное «излишество», которое бросается в глаза при чтении «Гор». Мы имеем в виду большое пристрастие В. Зазубрина к грубо натуралистическим сценам и подробностям . Повидимому, ч ер т а эта не случайная. Мы уж е заметили выше, что в романе «Горы» часто и назойливо подчеркивается родство современного человека с его животными пред ­ ками , самцом и самкой. Трудно сказать сознательно это у В. Зазубрина или нет, но и герои «Гор», современные культурные люди, даж е коммунисты, часто ведут себя так, что в них гораздо больше от пещерного дикаря, чем от культурного сов етско го человека. Правда, все это проявляется в очень, казалось бы, бе зобид ­ ных вещах . Но проявляется , повторяем, не ра з и не два и поэтому создает в р о ­ мане некий самостоятельный натуралистический мотив. Мотив, несомненно, ч уж ­ ды й советской литературе. Для характеристики — два-три примера... ... Безуглый ночует на пасеке. Ночью работница Андрона, будущ ая жена Б е ­ зуглого , купается в реке. Вот описание этой сцены: «Он увидел ее, ко гд а она, уже раздетая , входила в воду. Низ живота у нее был темен и лохмат, как у медведицы...» «Миллионолетия прошли с тех пор, как вымерли земневодные страшилища, но сейчас, как и тогда , самец следил за самкой». А вот некоторые «размышления» Безуглого на тему о преимуществах мери ­ на Серко перед ним, Безуглым: «На заднем дворе (куда Безуглый явился по неотложным естественным н а ­ добностям — Н. О.) ...он увидел серого коня Анны. Серко стоял, расставив ноги и приподняв хвост. Он с громом извергал помет и мочился. Безуглый снимал пояс , смотрел на могучее тело коня, на обильную , шумную его струю и думал: «Далеко мне до тебя, дружок , далеконько». Чтобы не увеличивать количество примеров, ограничимся еще одним, п о ­ следним: «Лепестинья Филимоновна вышла из дому. Она мочилась шумно, на всю о граду и пьяными толстыми губами шептала молитву». Конечно разоблачать животные, собственнические инстинкты, идиотизм т у ­ пой кулацкой бабы Лепестиньи Филимоновны, удовлетворенное «самочувствие» Безуглого нужно и очень важно. Против это го никто не может и не будет спо ­ рить. Но ведь не настолько же у советского писателя ограничены возможности, чтобы делать это при помощи никому ненужного, по меньшей мере, излишнего смакования натуралистических подробностей. В. Зазубрин располагает достаточ ­ но солидным, вполне доброкачественным запасом изобразительных средств, что ­ бы держ ать интерес читателя и без применения этих сомнительных приемов. » V ❖ «Горы» — только первая половина романа. В проспекте ж урнала «Новый ■мир» на 1935 г. обещано скорое появление второй книги. Поэтому с окончатель­ ными оценками романа лучше всего подождать . Сейчас можно сказать разве только одно : роман задуман интересно. Фигуры главных героев достаточно индивидуальны и содержательны . Но их дела, как мы уж е сказали, не всегда совпадают с авторской трактовкой героев. Они д е ­ лают иногда совсем не то, что должны были бы делать. Эта двойственность отразилась и на общем стиле. Он противоречив и неровен. Ко всему этому—более чем странная любовь автора к «пещерному» прошлому и натуралистическому сближению современного человека с его далеким предком. Но даж е и этот последний, наиболее серьезный недостаток отчасти может -быть ослаблен второй книгой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2