Сибирские огни, 1935, № 2
Мысль его скоро подтвердилась. Как только всадник натягивал поводья на рысь, она становилась прежней красавицей, вытягивалась, как струна, напружи нивалась и в прекрасном беге несла комиссара. Во время бега лошадь была охвачена только одним устремлением — скорее донести всадника, и ничто не могло отвлечь ее внимания на посторонние вещи. V В заключение хочется указать еще на одно досадное «излишество», которое бросается в глаза при чтении «Гор». Мы имеем в виду большое пристрастие В. Зазубрина к грубо натуралистическим сценам и подробностям . Повидимому, ч ер т а эта не случайная. Мы уж е заметили выше, что в романе «Горы» часто и назойливо подчеркивается родство современного человека с его животными пред ками , самцом и самкой. Трудно сказать сознательно это у В. Зазубрина или нет, но и герои «Гор», современные культурные люди, даж е коммунисты, часто ведут себя так, что в них гораздо больше от пещерного дикаря, чем от культурного сов етско го человека. Правда, все это проявляется в очень, казалось бы, бе зобид ных вещах . Но проявляется , повторяем, не ра з и не два и поэтому создает в р о мане некий самостоятельный натуралистический мотив. Мотив, несомненно, ч уж ды й советской литературе. Для характеристики — два-три примера... ... Безуглый ночует на пасеке. Ночью работница Андрона, будущ ая жена Б е зуглого , купается в реке. Вот описание этой сцены: «Он увидел ее, ко гд а она, уже раздетая , входила в воду. Низ живота у нее был темен и лохмат, как у медведицы...» «Миллионолетия прошли с тех пор, как вымерли земневодные страшилища, но сейчас, как и тогда , самец следил за самкой». А вот некоторые «размышления» Безуглого на тему о преимуществах мери на Серко перед ним, Безуглым: «На заднем дворе (куда Безуглый явился по неотложным естественным н а добностям — Н. О.) ...он увидел серого коня Анны. Серко стоял, расставив ноги и приподняв хвост. Он с громом извергал помет и мочился. Безуглый снимал пояс , смотрел на могучее тело коня, на обильную , шумную его струю и думал: «Далеко мне до тебя, дружок , далеконько». Чтобы не увеличивать количество примеров, ограничимся еще одним, п о следним: «Лепестинья Филимоновна вышла из дому. Она мочилась шумно, на всю о граду и пьяными толстыми губами шептала молитву». Конечно разоблачать животные, собственнические инстинкты, идиотизм т у пой кулацкой бабы Лепестиньи Филимоновны, удовлетворенное «самочувствие» Безуглого нужно и очень важно. Против это го никто не может и не будет спо рить. Но ведь не настолько же у советского писателя ограничены возможности, чтобы делать это при помощи никому ненужного, по меньшей мере, излишнего смакования натуралистических подробностей. В. Зазубрин располагает достаточ но солидным, вполне доброкачественным запасом изобразительных средств, что бы держ ать интерес читателя и без применения этих сомнительных приемов. » V ❖ «Горы» — только первая половина романа. В проспекте ж урнала «Новый ■мир» на 1935 г. обещано скорое появление второй книги. Поэтому с окончатель ными оценками романа лучше всего подождать . Сейчас можно сказать разве только одно : роман задуман интересно. Фигуры главных героев достаточно индивидуальны и содержательны . Но их дела, как мы уж е сказали, не всегда совпадают с авторской трактовкой героев. Они д е лают иногда совсем не то, что должны были бы делать. Эта двойственность отразилась и на общем стиле. Он противоречив и неровен. Ко всему этому—более чем странная любовь автора к «пещерному» прошлому и натуралистическому сближению современного человека с его далеким предком. Но даж е и этот последний, наиболее серьезный недостаток отчасти может -быть ослаблен второй книгой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2