Сибирские огни, 1935, № 2
тельный удар врагу . Таким образом поводом для удара служит чисто случай ное событие. В итоге получается такая цепь ф актов : Андрон когд а -то спас Б е зу гло го от белых, Безуглый спас Андрона на охо те от рассвирепевш его медведя. М ежду двумя героями установилась друж ба . Она наруш ается смертью маленького Ники ты — любимого сына Безуглого . Причина смерти — Андрон, устроивший пьяное разгульное прощание со своим былым «кулацким» счастьем. Таким образом , чис то к л а с с о в ы е коллизии переведены в область исключительно л и ч н у ю . Это — первое. А второе, — уже как некоторый итог, — состоит в том, ч т о нельзя в у году сюжетному приему ж ертвовать цельностью задум анного образа и чисто писатель ским опытом. В сущности говоря , если внимательно вдуматься в первую книгу романа В. Зазубрина , он решил дать в ней несколько колоритных картин Алтая, показать социальный переплет алтайской деревни и на этом ф оне — несколько интересных, ярких человеческих характеров . Ч то Безуглый стал коммунистом , да еще уполномоченным по хлебо заготовкам — скорее прием, чем органическое яв ление в романе. При таком положении вещей ок азалось легче закинуть героя на Алтай, столкнуть его с различными представителями деревни. И только! По при роде ж е своей Безуглый-коммунист оказался не вполне доступным автору «Гор», существо большевика В. За зубрину еще не совсем понятно. О ттого Безуглый и вышел в романе равнодушным «беспартийным» и отчасти фальшивым . Фальши вым именно как коммунист. Большевик — сложная, высоко , так сказать, организованная идейная индиви дуальность . П артия проявляет и развивает в человеке лучшие черты п ро л е т ар ского революционера. Чтобы писать о них, нужно глубоко их знать . В. З а зуб рин знает природу большевика недостаточно глубоко. Впрочем мы имеем дело только с первой книгой романа. По настоящ ему Б е зуглый начинает действовать в конце этой книги.I II I Мы не случайно так много говорили о Безуглом . Он не тол ько главный герой романа, на котором сосредоточены внимание и симпатии автора . Безуглый — ин тересно задуманный персонаж . В нем автор дал много важных черточек , на пер вый в згл яд как будто и несущественных , но ко торы е могли бы служить темой специального исследования. Я имею в виду, например, яркие сцены домашней жизни Б езуглого , сделанные с большей любовью и чуткостью . Безуглый дома с женой и детьми вышел весь ма содержательным , приятным и по-настоящ ему обаятельным . К ак много н еко то рые наши писатели потрудились над тем, чтобы показать коммуниста сухим, жи вущим только на р аботе и как мало сделано для того , чтобы читатель поучил ся у героя-больш евика и отношению в семье, в домашнем быту. Чувство уважения к ж ене-товарищ у по партии, к ее мнению, соединенное с большой заботой о ней, теплота и любовь к сыну и ум елое ра звити е в нем само стоятельности — все это воспринимается в романе, к а к отрадный свежий ветерок в советской литературе , которому просто хочется — чтобы следовали и другие . На приеме металлургов, 26 д ек аб ря 1934 г., тов. Сталин сказал прекрасны е и значительные слова: «Людей надо внимательно и заботливо выращивать , как садовник выращивает облюбованное плодово е дерево» . А можно ли знать чело века, не зная его быт, его семейную жизнь , можно ли формировать в згляды к психологию человека, не учитывая его окружения , бы товы х условий, дум и меч таний. И уж кому-кому , а в первую очередь советскому писателю — «инженеру ч е ловеческих душ» — нужно внимательно наблюдать «личную» жизнь нового чело века — главного героя эпохи и ее новой литературы . Нужно умело и бы стро схватывать все яркие показательные примеры,, ко гд а грань меж ду «личным» и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2