Сибирские огни, 1935, № 2

НИК. ОСТРОГОРСКИЙ « НЕИСЧЕРПАННЫЕ возможности О РОМАНЕ В. ЗАЗУБРИНА .ГОРЫ'* I Я знал одного критика. О н был широко известен в литературных кругах и к его суждению прислушивались с большим вниманием. Однажды я пришел к не ­ му в самый «горячий» момент его критической работы . Он сидел над закрытым томом романа «Соть» Леонида Л еонова и, поставив локти на письменный стол, мучительно думал. Я спросил шутя: — Мировые проблемы решаешь? — Мировые, не мировые, но случай довольно тяжелый . Никак не могу кр а т ­ ко сформулировать идею вот этой книжицы. И он рассказал мне, что в ся ­ кое художественное произведение он, после прочтения, письменно резюмирует по трем неизменным «рубрикам»: идея, тема, сюжет. Он показал огромные папки с исписанными листами, расположенными в строжайшем порядке . Это были его «паспорта» советской беллетристики. Он с гордостью рассказал мне и о том, что по некоторым романам он имеет несколько вариантов «паспортов», доведенных до поразительной краткости» Например, о романе «Когти» Е. Пермитина у него был «паспорт», состоящий всего из нескольких фраз . Э то был поразительно су ­ хой, бессмысленный набор слов и избитых формул, в роде : Тема «Когтей» — классовая борьба на Алтае. И дея : «Освобожденная энергия молодежи от рели ­ гиозных пут — огромная созидательная сила». Т о гд а -то я и понял, почему у моего знакомого критика все статьи были п о ­ разительно бледны и почему у него ни разу не было оценки, которая бы к а т е го ­ рически не устанавливала: ни «да» ни «нет». Все у этого критика было ясно и просто. Все несомненно и бесспорно. Вот почему в тот вечер я с удовольствием р ассказал моему знакомому кри ­ тику анекдот о разговоре между одним советским драм атургом и известнейшим артистом страны. Драм атург заговорил о сюжете своей новой пьесы. — Самое страшное, — сказал он проникновенно , — чего мы должны и зб е ­ жать, э то — шаблона. Т рафарета . Упрощенности. — Да, это очень страшно, — ответил известный актер . — И соблазнительно! Чего проще: «Он и она, любовь без взаимности. Для финала — самоубийство. Вот и все. Ситуация готова! Просто и ясно! — И как примитивно! — воскликнул драматург. — Ужасно! — подтвердил актер. — Я ведь повторил вам сюжет «Анны Каре­ ниной». Ужасно примитивно! Ужасно! * В порядке обсуждения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2