Сибирские огни, 1935, № 2
от Тогула. Первая ¡попытка ограничилась выступлением разведки, которая не дошла до Тогула полверсты и была встречена ружейным огнем из окопов и пулеметным ¡с ¡церковной колокольни. На другой день к разведке ¡были присоединены лучшие бойцы из четырех эска дронов ¡и вечером началось наступление. После горячего боя и обо юдных ¡потерь партизанам удалось взять окопы и загнать противника в ¡село, в церковь, которая и здесь, как раньше в Сорокине, играла роль крепости. Но держаться в селе не представлялось возможным, так как белые ¡стреляли из всех церковных окон, с колокольни, с крыш, о притонов, ¡отовсюду. На следующий день наступление было возобновлено и повтори лась та же история с темя же результатами. Так было и ¡в дальней шие дни, в течение целых трех недель, с небольшими перерывами. Наступали ¡партизаны обычно вечерам, так как открытая ровная ме стность, покрытая к тому же снегом, легко ¡выдавала их противнику. Но настроение у них держалось боевое. По утрам среди партизан — пляски, ¡песни, ¡борьба, а к вечеру все стихает, и люди снова спокой но идут ¡под огонь. Даже коноводы просились в бой. Вести ¡осаду церкви интенсивно партизаны ¡не смогли из-за недо статка патронов. ¡Кроме того, каждый ¡новый день все больше ‘убеж дал в том, что церковь действительно неприступна, как крепость. Она ¡великолепно укреплена ¡прикрытиями ¡из мешков с песком, каж дое окно и каждое отверстие превращены в бойницы, на колокольне действуют два пулемета. Стрелять по церкви при таких условиях зна чит ¡попусту тратить ¡патроны, в которых и^без того ощущалась по стоянная нужда. Требовалось найти какой-то другой ¡способ, чтобы заставить бе: лых уйти или ¡сдаться. И вот на ¡одном из заседаний комсостава от рядов было ¡принято решение — ¡взять осажденных измором, лишить их возможности получать продукты и припасы. Партизаны знали, что ближайшие к церкви постройки, поповские и кулацкие дома, к которым так же трудно было приблизиться, как к церкви, являются продовольственно-снабженческими базами белых. И однажды вечером эти базы были ¡подожжены. Проходит еще неделя, но белые не сдаются. Церковь плотно окружена, ¡никакого выхода из- нее нет, а толку мало. Очевидно, запа сов у осажденных достаточно на долгое время. ¡И опять ¡приуныли партизаны, — ¡столь длительная безрезультат ность раздражала, тем более, что Бийск, Кузнецк, Новониколаевск уже ¡пали. Сжечь бы ¡самую церковь? Но как ее — каменную — под жечь? Подойти близко к стенам невозможно. А если и подойдешь — кругом камень, не загорится. Разгромить ее из орудий? Это было бы ©сего проще н ¡скорее. Но какие у партизан орудия! Кто-то вспомнил, что в Кузнецке, на старом крепостном валу, чуть не со времени Петра Великого, стоят пушки, позеленевшие, вросшие в землю. Послали туда делегацию, чтобы привезли хоть од ну пушку. Через несколько дней пушка была ¡привезена, но стрелять из нее, конечно, было невозможно, да и нечем. Тем не менее, ее ис пользовали в качестве 'Своеобразного агитационного аргумента: пу стили ¡среди белых слух, что получено сильное орудие, что вслед за ним идут снаряды и что церковь в самые ближайшие дни обречена на разгром. Кроме того, официально известили осажденных, что если они добровольно не ¡сдадутся, то 10 декабря в 12 часов дня начнется беспощадная бомбардировка церкви, которую-де решено уничтожить до основания вместе со всеми в ней находящимися. Этот ультиматум, как ©след затем выяснилось, расколол белых на две части: одна часть настаивала на сдаче, это — мобилизован
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2