Сибирские огни, 1935, № 2

ЧЕРЕЗ ТУНДРУ К «ТАЙМЫРУ» И «ВАЙГАЧУ» 1915 г. я встречал с женой в тундре, в Медвежьем яру. Как сейчас помню, >2 февраля ко мне приехал нарочный и привез • телеграмму из Петербурга от начальника морского гидрографическо­ го управления. В телеграмме мне предлагалось снарядить санную эк­ спедицию в 200 оленей к берегам Ледовитого океана, на мыс Штел- линга, где я должен буду дождаться осени. Затем управление спра­ шивало, какое я возьму за это вознаграждение. Для чего Гидрографии понадобились 200 оленей у мыса — я так и не понял. Но свое согласие дал и сообщил, что экспедиция обой­ дется, примерно, в 10.000 руб. Относительно своего вознаграждения я ничего не писал: пусть Гидрографическое управление само оценит мою работу. Телеграмму я отправил с этим же нарочным в Туруханск, асам по­ ехал в Авам купить у самоедов оленей. Оленей я набрал 300 штук и сразу же нанял шесть самоедов-пастухов. Кроме того, заказал 20 лег­ ких нарт. Словом, для экспедиции я почти все приготовил и только ждал ответа из Петербурга. Телеграфная контора тогда была только в Туруханске и ждать приходилось долго. Только 5 марта приехал на рочный и вызвал меня в Дудинку получить деньги. В Дудинке, кроме 10.000 руб., меня ждала подробная телеграмма. Из нее я узнал, что в 1914 г. из Владивостока вышла экспедиция Вилькицкого на двух ледоколах — «Вайгач» и «Таймыр». У мыса Че­ люскина суда были затерты льдами и зазимовали. Рассчитывать на то, что ледоколы летом 1915 г. наверняка выйдут из льдов было нель­ зя, и Вилькицкому было приказано в крайнем случае бросить суда, а команду отправить на шлюпках на мыс Штеллинга. Теперь для меня было ясно, для чего понадобилась санная эк­ спедиция на оленях. В Дудинке я закупил кое-какую провизию и нашел двоих спутни­ ков — Иванова и Кузнецова. 12 марта мы начали снаряжаться в путь. Через месяц, 14 апреля, ко мне еще раз приехал казак-нарочный, привез инструкцию и ящик почты для судов. В инструкции писалось, что я должен пойти на мыс Штеллинга, где зимовало судно «Эклипс» под командой известного норвежского путешественника капитана Свердрупа. На судне находился норвежский экипаж и представитель русского морского министерства — доктор Ржеменекий. Экспедиция Свердрупа была послана русским правительством на розыски лейтенанта Брусилова и геолога Русанова. Для этого и был куплен «Эклипс». Свердруп сам снарядил судно и пошел вдоль побе­ режья Ледовитого океана. В 1914 г. он остановился зимовать у мыса Штеллинга. В первых числах января 1915 г. радиотелеграфист «Эклипса» услыхал какие-то таинственные переговоры по радио. Сначала он ничего не мог по­ нять: какие суда могли переговариваться в это время года в Ледови­ том океане? Но в конце концов выяснилось, что это перекликались «Таймыр» и «Вайгач»'. Они стояли во льдах, в 15 милях друг от друга. «Эклипс» сейчас же связался с ними и Вилькицкий просил Сверд­ рупа телеграфировать через Югорский шар в Петербург о том, что он затерт льдами у мыса Челюскина. Радиотелеграмма была передана и Петербург узнал о судьбе экспедиции Вилькицкого. Далее в инструкции писалось, что я должен 15 мая подойти к мы­ су Штеллинга и взять с «Эклипса» 52 человека из команды «Вайгача»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2