Сибирские огни, 1935, № 2
На Анабаре тогда жило в разных местах семей 20 якутов. Зимой они ютились в бараках из плавника, верст на двадцать друг от друга, а летом кочевали по речкам, где есть рыба. К ноябрю они уже соби рались в бараки близ Анабара, где в это время ловят сетями сельдей. Ко времени нашего приезда, сюда же на Анабар явились булун- ские якуты с товаром и один из них привез мне из Булуна посылку— 15 бутылок разных вин. Это был подарок геолога Константина Ада мовича Волосовича. Он летом работал на Хораулахском хребте и ус лыхал обо мне от торгующих якутов. Мы были ему очень благодарны. Он знает, что вино в этих кра ях очень дорого и необходимо. А главное, я был рад, что он не за был нашу старую дружбу, когда мы вместе зимовали на острове Ко тельном. У торговцев мы купили хлеба, которого не видели четыре меся ца, и теперь набросились на него, как на какую-то страшную ред кость. 1 декабря я поехал на оленях в море ноискать брошенную нами кладь. Через четыре дня ни с чем вернулся обратно. Пролив взлома ло и лед, как сумасшедший, носился взад и вперед. Тогда я отправил Семенова на Хатангу, а Диомида оставил здесь до весны для того, чтобы в апреле он с ’ездил на остров и поискал бы нашу кладь еще раз. Я надеялся, что высокий торос, может быть, стал на мель где-нибудь у южного берега острова. 9 декабря я тоже выехал на Хатангу. В январе 1909 года сюда же на Хатангу приехал один из торгов цев и передал мне, что скоро приедет какая-то экспедиция. Я решил ее дождаться. Действительно, 2 февраля кто-то приехал. Я встретил незнаком ца и мы разговорились. Но он так и не смог мне об’яснить, что это за экспедиция, потому что по-русски говорил совсем плохо. Через некоторое время приехали еще 17 человек. Старший из них пригласил меня к себе. Я пошел. Он сидел у хатангского дьяко на. На нем была форма полицейского пристава, на груди болтались два ордена —- Станислав и Анна. Познакомился. Я стал расспраши вать — куда они едут. Собеседник мой подумал немного и прямо ска зал, что все они — ссыльные, бежавшие из Туруханского края. До рогой они совершили несколько экспроприаций и теперь хотят про браться куда-нибудь подальше. Я спросил их, что они думают относительно погони. Они ответи ли, что погони быть не может, так как из Красноярска посылать сол дат до Хатанги не будут. — Куда же вы направляете свой путь? — Мы приехали к тебе и ты укажи нам дорогу. Тогда я поинтересовался — есть ли среди них люди, которые знают географию и ориентируются в дороге. Увы! Не было ни одно го, кто представлял бы себе, что такое северо-восточная часть Сиби ри, хотя, среди них был народный учитель и двое кончивших гимна зию. Люди получили среднее образование и никакого понятия о карте! Не умеют ориентироваться даже по компасу! На другой день они сообщили, что хотят попасть на Анабар и для этого хотят взять меня с собой.Там у туземцев они думают взять оленей и я с несколькими якутами должен буду везти их вплоть до Северной Америки. Я спросил: — Вы хотите силой оружия заставить меня итти с вами? В та ком случае я вам скажу прямо, что выеду с вами на берег океана и брошу в тундре на произвол. Мы с якутами угоним от вас оленей и вы погибнете.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2