Сибирские огни, 1935, № 2
до было проехать вдоль западного берега Америки, обогнуть Огнен ную Землю и Южную Америку, пересечь Сахару и Аравию, побывать в Индии и Китае, завернуть в Тибет и Монголию и тогда только, по Чуйскому тракту, вернуться в Сибирь. Не знаю, дошли ли его московские телеграммы по назначению, но из Петропавловска ответ пришел скорый и решительный. Ему предложили сесть на первый пароход Чукотско-анадырского рейса и вернуться к своей исходной точке — в Петропавловск-на-Камчатке. «Путешественник вокруг света на велосипеде» не вернулся на свою родину. Его одинокий подвиг никем не был прославлен. Травин остался у берега океана, однажды поманившего его в путь. Он остриг свои длинные волосы, снова отказался от разных должностей, которые ему предлагали, и поступил монтером в электростанцию. Он ударник, женился. Теперь в Петропавловске растет еще один малень кий Травин. Но неудачи, непризнание, семья, — все это только передышка. «Утро морозное, — писал он мне с берега Авачинского залива, — днем прекрасная видимость. Бухта слепка волнуется. Взломанные бе реговые льды сгруппировались у ворот. Чикает лесопильный завод, выбрасывая стройматериал. Трактора, тарахтя, подбирают перегру женные сани и напряженно тащат на стройку, по обледенелому кам чатскому шосде. Воют загруженные автомашины. Всюду кипит жизнь, все торопятся воспользоваться солнцем. Но ненадолго. В конце дня пурга и слякоть — предвестие передышки на несколько дней. Завывание ветра грустно наводит на размышления. Вспоми наю одиночество и трудности северного пути и невольно успокаива юсь тем, что после ненастья и в Арктике наступает иногда чудесная погода. Так и моя передышка должна прекратиться и вновь двинусь, после полярного перехода, к экватору, с тем чтобы преодолеть еще несколько препятствий. Силы воли и настойчивости хватит, а жела ния еще больше, чем это было при первом выезде». — Вот и все, что я могу рассказать о Глебе Травине, ничего не прибавив к тому, что я знаю. Через два года несколько участников похода «Лейтенанта Шмид та» встретились снова. Великая сила большевистского наступления поднимала гигантские цеха заводов, добывала расплавленный металл из заброшенных горных руд, вела корабли вокруг Арктики, тянулась в стратосферу, к звездам. Мой товарищ рассказывал о клепальщиках Кузнецкстроя, не ухо дивших с суровой высоты доменных лесов в пятидесятиградусные морозы. — Где теперь Глеб Травин? — вспомнил один из нас. Передышка его затянулась. Он работает сейчас инструктором в Камчатском областном осоавиахиме, и начинает жаловаться, что его «маринуют». «Предполагал нынче выехать на материк, — написал он мне,_ но по ^службе не отпускают. Мечтаю попасть на мировую спартакиа ду 1935 г. Успешно сдаю нормы на второй комплекс ГТО... Все еще питаю надежду получить разрешение на дальнейшее путешествие, но добиться этого, живя на Камчатке, трудно, нужна помощь, а ее-то здесь и нет. Пока же, на практических примерах выполнения планов социалистического строительства, буду драться за дальнейший марш рут. И если это осуществится, то буду вести дневник, собирать мате риал, что даст более красочную картину всего .пройденного, того, на что способны пролетарские сыны советского государства». Видно, что парень свой, — сказал мой товарищ, не зная, как выразить свою мысль. — В канцеляриях сидеть не любит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2