Сибирские огни, 1935, № 2

ним спутником, гонимый смертью, достиг зимой 1914 г. мыса Север­ ного и спас тем самым оставшихся на острове. Но то был Бартлетт, спутник Лири в его путешествиях к северному полюсу. Бот почему, когда через 20 лет после «Карлука», в том же море, затонул «Челюскин», участники экспедиции предпочли мужественное ожидание помощи Советской страны походу по льду...21. Посредине пролива Лонга, Глеб Травин встретил открытую воду. «Наконец, разломанный лед и открытое море перерезали ему до­ рогу. Здесь был он свидетелем явления, возможного только в поляр­ ных странах, с которым обыкновенный ход льда на самых величай­ ших и быстрейших реках не имеет никакого подобия. Ледовитое море свергало с себя оковы зимы; огромные ледяные поля, подни­ маясь почти перпендикулярно на хребтах бушующих волн, с треском сшибались и исчезали в пенящейся пучине и потом снова показыва­ лись на изрытой поверхности моря, покрытые илом и песком. Не­ возможно представить себе что-нибудь подобное сему ужасному раз­ рушению. Необозримая, мертвая, одноцветная поверхность колеблет­ ся, ледяные горы, как легкие щепки, возносятся к облакам; беспре­ рывный громовой треск ломающихся льдин смешивается с плеском бушующих волн, и все вместе представляет единственную в своем роде, ни с чем несравнимую картину. Итак, путь на север был от­ резан...»22. Травин оставался несколько дней на краю льда, не желая сда­ ваться сразу, ибо туман и пурга мешали ему ориентироваться. Дож­ давшись хорошей видимости, он убедился, что противоположный !фай льда, едва заметный в подзорную трубу, недосягаем для него, и повернул на восток, мечтая изобрести приспособление, с помощью которого можно было бы плавать на велосипеде по воде. — Бели, например, укрепить между рамой достаточной величи­ ны прорезиненный баллон, надуваемый при надобности, и приспосо­ бить к заднему колесу гребные лопасти, то можно было бы справить­ ся с полыньями... Треск льда прерывал его мечтания. Ледяное поле, по которому он двигался, отошло от берега и только ледовитый норд-вест, гос­ подствовавший в тот год, помог ему выбраться на сушу. «Правда, не обошлось без холодной ванны», лаконично закан­ чивает он свои записки. Добравшись до Уэллена, Травин соорудил на мысе Дежнева ка­ менный знак «в память северного перехода», — единственная его дань тщеславию. Там, под камнями, он положил отслужившие свой срок велосипедные покрышки и, в согласии с полярными традиция­ ми, краткую записку о своем пути. Но он не думал почить на лаврах. Восемьдесят тысяч километров, пройденных на велосипеде, он считал лишь началом путешествия... Как я говорил, в Уэллене он добивался разрешения на выезд в Америку. Он посылал телеграммы в Москву и в Петропавловск-на-Камчатке. Для полного удовлетворения ему на­ 21 После того , как тов. Ляпидевский увез на своем самолете женщин и детей «Лагеря Шмидта», некоторые из товарищей говорили: — Мы почти каждый день ходим для расчистки аэродромов . Нам приходится делать по шести-семи километров ежедневно... Если бы мы сразу пошли пешком, то... мы были бы уже на материке. Итти пешком можно было или всем вместе, ликвидируя этим лагерь, или только наиболее крепким и сильным. В последнем случае оставшиеся не смогли бы расчищать аэродромы и явно обрекались на гибель. О т э то го варианта все челюскинцы отказались. Оставалось итти всем вместе. Простейшие подсчеты по­ казали, что это означало бы двигаться со скоростью самого слабого или больного и каждому тащить за собой по 3-4 пуда груза. (И. Баевский. Почему мы не пош ­ ли пешком? П оход «Челюскина», т. И. Издание редакции «Правды», М. 1934 г.). 22 Фердинанд Врангель. Путешествие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2