Сибирские огни, 1935, № 2
ним спутником, гонимый смертью, достиг зимой 1914 г. мыса Север ного и спас тем самым оставшихся на острове. Но то был Бартлетт, спутник Лири в его путешествиях к северному полюсу. Бот почему, когда через 20 лет после «Карлука», в том же море, затонул «Челюскин», участники экспедиции предпочли мужественное ожидание помощи Советской страны походу по льду...21. Посредине пролива Лонга, Глеб Травин встретил открытую воду. «Наконец, разломанный лед и открытое море перерезали ему до рогу. Здесь был он свидетелем явления, возможного только в поляр ных странах, с которым обыкновенный ход льда на самых величай ших и быстрейших реках не имеет никакого подобия. Ледовитое море свергало с себя оковы зимы; огромные ледяные поля, подни маясь почти перпендикулярно на хребтах бушующих волн, с треском сшибались и исчезали в пенящейся пучине и потом снова показыва лись на изрытой поверхности моря, покрытые илом и песком. Не возможно представить себе что-нибудь подобное сему ужасному раз рушению. Необозримая, мертвая, одноцветная поверхность колеблет ся, ледяные горы, как легкие щепки, возносятся к облакам; беспре рывный громовой треск ломающихся льдин смешивается с плеском бушующих волн, и все вместе представляет единственную в своем роде, ни с чем несравнимую картину. Итак, путь на север был от резан...»22. Травин оставался несколько дней на краю льда, не желая сда ваться сразу, ибо туман и пурга мешали ему ориентироваться. Дож давшись хорошей видимости, он убедился, что противоположный !фай льда, едва заметный в подзорную трубу, недосягаем для него, и повернул на восток, мечтая изобрести приспособление, с помощью которого можно было бы плавать на велосипеде по воде. — Бели, например, укрепить между рамой достаточной величи ны прорезиненный баллон, надуваемый при надобности, и приспосо бить к заднему колесу гребные лопасти, то можно было бы справить ся с полыньями... Треск льда прерывал его мечтания. Ледяное поле, по которому он двигался, отошло от берега и только ледовитый норд-вест, гос подствовавший в тот год, помог ему выбраться на сушу. «Правда, не обошлось без холодной ванны», лаконично закан чивает он свои записки. Добравшись до Уэллена, Травин соорудил на мысе Дежнева ка менный знак «в память северного перехода», — единственная его дань тщеславию. Там, под камнями, он положил отслужившие свой срок велосипедные покрышки и, в согласии с полярными традиция ми, краткую записку о своем пути. Но он не думал почить на лаврах. Восемьдесят тысяч километров, пройденных на велосипеде, он считал лишь началом путешествия... Как я говорил, в Уэллене он добивался разрешения на выезд в Америку. Он посылал телеграммы в Москву и в Петропавловск-на-Камчатке. Для полного удовлетворения ему на 21 После того , как тов. Ляпидевский увез на своем самолете женщин и детей «Лагеря Шмидта», некоторые из товарищей говорили: — Мы почти каждый день ходим для расчистки аэродромов . Нам приходится делать по шести-семи километров ежедневно... Если бы мы сразу пошли пешком, то... мы были бы уже на материке. Итти пешком можно было или всем вместе, ликвидируя этим лагерь, или только наиболее крепким и сильным. В последнем случае оставшиеся не смогли бы расчищать аэродромы и явно обрекались на гибель. О т э то го варианта все челюскинцы отказались. Оставалось итти всем вместе. Простейшие подсчеты по казали, что это означало бы двигаться со скоростью самого слабого или больного и каждому тащить за собой по 3-4 пуда груза. (И. Баевский. Почему мы не пош ли пешком? П оход «Челюскина», т. И. Издание редакции «Правды», М. 1934 г.). 22 Фердинанд Врангель. Путешествие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2