Сибирские огни, 1935, № 2

можностью было безрассудно и еще более — бесполезно. Я решился возвратиться. Положение места, откуда принуждены мы были возвратиться, было под 70° 5Г северной широты и 175° 27' долготы, в 150 верстах по прямой линии от берега, скрытого от нас туманом. Глубина моря была 22% сажени, на илистом грунте. Мы поехали по прежней дороге и, несмотря на то, что должны были обходить многие вновь образовавшиеся щели, в короткое вре­ мя проехали 35 верст и остановились на ночлег среди торосов. Здесь лед также был исчерчен во всех направлениях трещинами, но ветер приметно стихал, и они уже не казались нам опасными. На другой день, рано поутру, отправились мы далее, при легком западном ветре и 17%г мороза. Были причины спешить. Проложен­ ная нами дорога во многих местах загромождалась торосами, и все доказывало, что во время нашего отсутствия вся сия ледяная по­ верхность находилась в движении. Через многие широкие трещины, неудобные для обхода, должны мы были переправляться на льдинах. Иногда они были так малы, что не могли поместить на себе нарт со всей упряжкой; мы сталкивали собак в воду, и они переплывали на другую сторону, таща за собой льдину с нартой. Сильные течения делали подобные переправы нередко весьма опасными. В одной из трещин, недалеко от нашего последнего склада с провиантом, стрем­ лением воды по направлению 0S01", равнялось четырем милям в час. Температура воды была здесь 1%°, а воздух — 10° холода. После многих трудных и опасных переходов, поздно вечером, достигли мы нашего склада с провиантом, «уда за день перед тем прибыли уже две нарты, отосланные нами прежде. Все зарытые нами припасы нашлись в целости. Едва проехали мы три зерсты, проложенная нами сюда дорога совершенно исчезла. Огромные торосы и вновь образовавшиеся ще­ ли преградили нам путь, так что для облегчения принуждены мы были бросить часть груза. Но и сия жертва не принесла нам большой поль­ зы. Подвинувшись еще версты две, мы совершенно потеряли надеж­ ду проникнуть далее. Полыньи простирались по всем направлениям. К западу виднелось открытое море с носившимися на нем льдинами. Густые пары затемняли небосклон. К югу от нас лежала неподвиж­ ная ледяная поверхность, составленная из больших льдин, прижатых одна к другой, но туда не было возможности попасть. Отрезанные от всякого сообщения с твердым льдом, со страхом ожидали мы наступления ночи. Только спокойствию моря и ночному морозу обязаны мы были здесь спасению. Слабый NW1617 ветер понес льдину, где мы находились, к востоку и приблизил ее к твердому льду. Шестами притянули мы небольшие льдины, вокруг нас плавав­ шие, и составили из них род моста до твердого льда. Мороз скрепил сии льдины до такой степени, что они могли нас сдерживать. Рабо­ та была кончена 27 марта, до восхода солнца; мы поспешили поки­ нуть нашу льдину и счастливо переправились на твердый лед. Про­ ехав версту по S018 направлению, увидели мы себя снова окруженны­ ми полыньями и щелями, при невозможности продолжать путь. На­ ходясь на льдине огромнее других, нас окружавших (она была до 75 сажен в поперечнике), и видя все непреложные признаки прибли­ жающейся бури, решились мы остаться здесь на месте и предаться воле Провидения. 16 Восток юго-восток. 17 Северо-западный . 18 Юго-восточному. •'Скб. огни. № 2. *935 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2