Сибирские огни, 1935, № 2
ным проездным билетом», что на самом деле его везли ненцы, эвен ки, якуты и чукчи, а это не такое уж «достижение». На прямо поставленный вопрос Травин ответил письмом, в кото ром подтвердил, что от Яны до Индигирки он ехал на оленях, так как велосипед был испорчен. «В Русском Устье, — писал он, — велосипед отремонтировал плохо, поэтому и решил взять с собой собак, рассчитывая на зимов ку в любом месте. Выйдя в море, питался исключительно сырым мя сом зверя, нерпы и рыбы, без соли и хлеба. Чай лил только тогда, когда был среди людей. В пути утолял жажду снегом и льдом. Распо рядок дня всегда держал один и тот же: еда в 6 часов утра и в 6 ча сов вечера, собак же, как обычно, кормил раз в сутки, перед ночным отдыхом. Когда долго не удавалось найти зверя, то и сам, и собаки по нескольку дней были голодны. «Впрочем, имея собак, очень часто ехал в море на велосипеде. Из мученные собаки бежали бодрее, догоняя меня по гладкому ледяному полю. Но когда попадались сжатия льдов, с нагроможденными ледя ными дамбами, то здесь и мне, и собакам попадало больше, чем мож но представить. Карабкаешься на- одно нагромождение, а за ним вто рое, и так десятки километров тянутся ледяные горные цепи. Шум и треск льда все время заставляет настораживаться и быть готовым очу титься в трещине, нередко замаскированной снегом. В более опасное место вожатый собак никогда не пойдет, а продвигаться необходимо, остановиться -— значит отказаться жить...» 1Не трудно вообразить, как «попадало» Глебу Травину и его соба кам, если вспомнить, что гряды торосов в море, между Колымой и мысом Шелагоким, достигают высоты пятиэтажного дома. Ледяные барьеры образуются на грани сжатия ледяных полей, когда одно из них давит на неподвижное <(или 'медленнее движу щееся) другое поле. Так как глубина здесь не велика (около 20 мет ров), то разломанные и нагроможденные друг на друга края гигант ских льдин быстро достигают такой общей толщины, что становятся на мель. На образовавшийся таким образом неподвижный ледяной остров продолжают надвигаться новые льдины. Достигая вершины, края их обламываются, низвергаясь в море, одна сторона гряды ста новится сравнительно пологой, а противоположная образует высокий неприступный обрыв. На разломах таких ледяных хребтов ясно видно их слоистое об разование, так как зеленые плиты морского льда отделяются друг от друга белыми полосками спрессованного снега. Иногда можно насчи тать 20-30 таких слоев, в полметра, метр и больше толщиной. Преодолеть подобные ледяные преграды, даже с собачьей упряж кой, почти невозможно, их приходится об’езжать, в поисках более ровного льда, десятки километров. Вместе с’ торосами сравнительно недавнего, слоистого, образова ния, в море к востоку от Колымы постоянно встречаются не менее мощные многолетние льды, принесенные холодным течением из цент ральных областей Арктики. Льды эти, по большей части, чистого го лубоватого цвета, однородные и спрессованные настолько, что в них почти' нет пузырьков воздуха. Твердость и прочность их так превос ходят свойства обычного льда, что колымские жители, по словам Фердинанда Врангеля, считали, будто они не плавятся даже в огне и созданы при самом «сотворении мира». Врангелю пришлось разубеждать своих проводников, растопляя в котле куски такого льда, дающего вкусную, совершенно пресную воду. Едва ли не худшими для путешественника являются, впрочем, не эти высокие ледяные нагромождения, а торосистые поля, покрытые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2