Сибирские огни, 1935, № 2

хи экспедиции. Главной их задачей было пройти, с нартами и собака- ки, вдоль западного берега Таймыра до радиостанции острова Диксо­ на. Оба они погибли. Впоследствии известный полярник, боцман «За­ ри», Бепичев, нашел труп одного из них и почту Амундсена в 3-4 ки­ лометрах от радиостанции о. Диксона, а кости второго трупа были найдены значительно севернее, в золе от большого костра. Неизвест­ но, какая трагедия разыгралась здесь... Начальник Карской экспедиции закурил папиросу и пред­ ложил велосипедисту. Тот отказался. Путешественник импонировал моряку, но и раздражал своей упрямой дерзостью. — Только датская энтографическая экспедиция в арктическую Америку 1921-1924 гг. так называемая «Пятая экспедиция Туле» мо­ жет сравниться, по длине пройденного пути, с задуманным вами пу­ тешествием... Может быть, вы хотите искать страну Туле?—усмехнул­ ся ученый. Травин скромно молчал. — Вот, вы даже не- знаете истории полярных исследований... В 1910 г. Кнут Расмуссен, вместе с не менее известным датским поляр­ ным исследователем и писателем Петером Фрейхеном, построили на­ учно-исследовательскую станцию на мысе Йорк, в Грендландии. Эта станция, тогда самая северная в мире, была названа по имени «стра­ ны Туле», открытой греческим астрономом и географом Пифеем, в IV веке до нашей эры, на сезере Европы. Вероятно, это была Норве­ гия, хотя Пифей говорит, что Туле лежит в расстоянии всего дня пу­ ти от «свернувшегося моря», т. е. от моря, покрытого льдом... С тех пор Расмуссен стал называть свои экспедиции «экспедициями Туле». Во время пятой экспедиции он прошел от Гудзонова залива до Берни­ кова пролива, т. е. весь «Северо-западный проход». С ним были, не считая собачьих упряжек, три спутника, в том числе одна женщина. ••Они потратили на свой поход четыре года. А вы мечтаете пройти бо­ лее суровый «Северо-восточный проход» в одну зиму! — Раз они прошли вдоль берегов Америки, почему бы мне не »сделать этого в Сибири? — сказал Травин. Он улыбнулся. -—Велоси­ пед, по-моему, лучше собак. Его не надо кормить... — Представляете ли вы опасности, которые вам предстоят! — закричал Евгенов. — Если вы не перевезете меня через Карское море, мне придет­ ся переезжать его на велосипеде, а это, действительно, опасно,— за­ метил Травин. Начальник экспедиции махнул рукой. Он не привык попусту те­ рять время. Видя бесполезность своих слов, он взял с велосипедиста подписку, что ему действительно «известны все затруднения», с каки­ ми он может встретиться на пути, и обещание не огибать Таймыра пустынным берегом моря, а итти напрямик, с тем, чтобы выйти к по­ селку в устье Хатанги. Травин согласился, испугавшись, что в против­ ном случае ему вообще не разрешат двигаться дальше. Через несколько дней Евгенов высадил Травина на берегу остро­ ва Диксона, близ радиостанции. Авиатор Б. Г. Чухновский, учавствовавший в ледовой разведке той же Карской экспедиции 1930 г., показал мне впоследствии фото- трафию, сделанную им самим, изображавшую Глеба Травина вместе с его велосипедом и кожаной курткой на фоне тундры и знакомых россыпей камней острова Диксона. Глеб Травин стоял в той же позе, в какой я видел его на льдине, у борта «Лейтенанта Шмидта». Последние корабли Карской экспедиции ушли по зеленым волнам моря, на которых в то лето не сверкало ни одной льдинки. Улетели аэропланы. Потемнели ночи. Вспыхнули северные сияния. Мороз ско­ вал узкий пролив, отделяющий остров Диксона от материка. Когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2