Сибирские огни, 1935, № 2
торой спал Глеб Травин, зарывшись по обыкновению в сугроб, вы ступила вода и пропитала снег. Сильный мороз быстро превратил его в одно целое с торосами. Путешественник проснулся в ледяном скле пе. Шерсть его комбинезона вмерзла в лед. К счастью, нож оказался на поясе под меховой одеждой. «Благодаря исключительной изво ротливости», Травину удалось освободиться от ледяной хватки, но вся шерсть его комбинезона осталась во льду. На нем же осталась рваная, облезлая шкура, в которой он походил на «морское чуди ще», а «между комбинезоном, свитером и рейтузами образовался ле дяной панцырь, что отчасти предохраняло от ветра». Обувь .пришла в полную негодность, подошва прорвалась у обо их носков. Травин шел, ступая на лед голыми пальцами, — «снять и подвернуть что-либо не было возможности, ибо обопрелый камыс был настолько слаб, что расползался при малейшем прикосновении». «Как результат первой борьбы с северной стихией, — пишет Глеб Травин в своем сжатом, скупом и лишенном всякой рисовки письме, — получаю обморожение ног и при первой встрече с людьми на островке (повидимому, на о. Долгом, В. И.) в ненецком обитали ще ампутирую сам себе оба больших пальца. Добродушный ненец предлагал мне поехать на оленях до стойбища в тундру, где бы я смог подкрепиться и немного залечить ноги, но я не согласился, стремясь скорее попасть на радиостанцию в Югорском шаре». Ненец дал путешественнику новые торбаза и короткую кухлянку. Смазав раны глицерином и забинтовав разорванным носовым плат ком, Травин двинулся дальше, неся на себе сломанный велосипед. В таком виде, в полярную ночь и пургу, он постучался в двери район ной гидрометеорологической станции у восточного края пролива Югорский шар, вызвав упомянутую мной презрительную заметку журналиста из ОПТЭ. 3. «ГОЛЫЙ СТРАННИК» Зимовщики отнеслись к велосипедисту очень заботливо. Врач радиостанции оказал ему медицинскую помощь. С особенной же теплотой Травин вспоминает о -»механике радиостанции, который «принял всемерное старание в части ремонта» сломанного велоси педа. Пока Глеб Травин чинил свой велосипед и помороженные но ги, наступила весна. Лето 1930 г. было безледным в южной части Карского моря. Травин увидел, что если ждать, пока оно замерзнет, пройдет половина зимы. Он явился на лодокол «Ленин», возглавляв ший Карскую экспедицию, и попросил переправить себя через от крытую воду. Начальник морской части Карской экспедиции Н. И. Евгенов, узнав о намерении велосипедиста проехать вдоль полярного побережья Сибири до мыса Дежнева, стал его отговаривать от этого отчаянного предприятия. — Нет, —ответил Травин, - - я решил пройти и пройду. Евгенов встал, пожимая плечами. — Никто еще не проходил зимним путем и четверти пути, кото рый вы вздумали преодолеть да еще с велосипедом, — продолжал он, шагая по палубе своей каюты. — Чтобы пройти и описать северные берега Сибири, Великой северной экспедиции XVIII века, потребова лись огромные средства и большое количество участников, при чем некоторые из них погибли. Знаменитый путешественник Мидендорф также едва не погиб, пересекая Таймыр. В 1919 г. от гавани «Мод», ле жащей чуть восточнее мыса Челюскина, вышли два участника экспе диции Амундсена, имевшие поручение доставить почту с места зимов-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2