Сибирские огни, 1935, № 2

торой спал Глеб Травин, зарывшись по обыкновению в сугроб, вы­ ступила вода и пропитала снег. Сильный мороз быстро превратил его в одно целое с торосами. Путешественник проснулся в ледяном скле­ пе. Шерсть его комбинезона вмерзла в лед. К счастью, нож оказался на поясе под меховой одеждой. «Благодаря исключительной изво­ ротливости», Травину удалось освободиться от ледяной хватки, но вся шерсть его комбинезона осталась во льду. На нем же осталась рваная, облезлая шкура, в которой он походил на «морское чуди­ ще», а «между комбинезоном, свитером и рейтузами образовался ле­ дяной панцырь, что отчасти предохраняло от ветра». Обувь .пришла в полную негодность, подошва прорвалась у обо­ их носков. Травин шел, ступая на лед голыми пальцами, — «снять и подвернуть что-либо не было возможности, ибо обопрелый камыс был настолько слаб, что расползался при малейшем прикосновении». «Как результат первой борьбы с северной стихией, — пишет Глеб Травин в своем сжатом, скупом и лишенном всякой рисовки письме, — получаю обморожение ног и при первой встрече с людьми на островке (повидимому, на о. Долгом, В. И.) в ненецком обитали­ ще ампутирую сам себе оба больших пальца. Добродушный ненец предлагал мне поехать на оленях до стойбища в тундру, где бы я смог подкрепиться и немного залечить ноги, но я не согласился, стремясь скорее попасть на радиостанцию в Югорском шаре». Ненец дал путешественнику новые торбаза и короткую кухлянку. Смазав раны глицерином и забинтовав разорванным носовым плат­ ком, Травин двинулся дальше, неся на себе сломанный велосипед. В таком виде, в полярную ночь и пургу, он постучался в двери район­ ной гидрометеорологической станции у восточного края пролива Югорский шар, вызвав упомянутую мной презрительную заметку журналиста из ОПТЭ. 3. «ГОЛЫЙ СТРАННИК» Зимовщики отнеслись к велосипедисту очень заботливо. Врач радиостанции оказал ему медицинскую помощь. С особенной же теплотой Травин вспоминает о -»механике радиостанции, который «принял всемерное старание в части ремонта» сломанного велоси­ педа. Пока Глеб Травин чинил свой велосипед и помороженные но­ ги, наступила весна. Лето 1930 г. было безледным в южной части Карского моря. Травин увидел, что если ждать, пока оно замерзнет, пройдет половина зимы. Он явился на лодокол «Ленин», возглавляв­ ший Карскую экспедицию, и попросил переправить себя через от­ крытую воду. Начальник морской части Карской экспедиции Н. И. Евгенов, узнав о намерении велосипедиста проехать вдоль полярного побережья Сибири до мыса Дежнева, стал его отговаривать от этого отчаянного предприятия. — Нет, —ответил Травин, - - я решил пройти и пройду. Евгенов встал, пожимая плечами. — Никто еще не проходил зимним путем и четверти пути, кото­ рый вы вздумали преодолеть да еще с велосипедом, — продолжал он, шагая по палубе своей каюты. — Чтобы пройти и описать северные берега Сибири, Великой северной экспедиции XVIII века, потребова­ лись огромные средства и большое количество участников, при чем некоторые из них погибли. Знаменитый путешественник Мидендорф также едва не погиб, пересекая Таймыр. В 1919 г. от гавани «Мод», ле­ жащей чуть восточнее мыса Челюскина, вышли два участника экспе­ диции Амундсена, имевшие поручение доставить почту с места зимов-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2