Сибирские огни, 1935, № 2
— Это утопия, — сказал Травину секретарь окрисполкома, от казав ему в разрешении на выезд. Тогда велосипедист изменил план путешествия, «дабь( доказать, что утописты, те, кто ничего не делают». Он сел на первый пароход и отправился во Владивосток. Прежде чем совершить путешествие вокруг света, он решил об'ехать вокруг Советского Союза, чтобы «подготовить организм ко всевозможным осложнениям». Из Владивостока Травин двинулся на своем велосипеде вдоль южной границы Сибири. «Несмотря на всевозможные природные и естественные препятствия, — рассказывает он, — переход совершаю ежедневный, не менее восьми часов в сутки. Питание строго по рас порядку: в 6 часов утра и в 6 часов вечера. Запаса с собой нет, кро ме неприкосновенного, заключающего в себе три фунта галет и ки лограмм шоколада. Одежда облегченная, без головного убора». Путешественник, действительно, выглядел довольно странно. Представьте себе парня в легких полуботинках, шерстяных чулках, рейтузах, кожаной куртке с воротником, а на голове, вместо шапки, копна длинных волос и лаковый козырек на ремешке, чтобы пряди не лезли в глаза. Настала зима с крепкими морозами и глубоким снегом. Под ве селый собачий лай велосипедист в'езжал в большие сибирские села, еще чаще он тащил велосипед на себе. Длинные волосы он приду мал для «естественной маскировки», как он выражался, — «дабы не было под мою марку каких-либо ненормальных выпадов со сто роны злоумышленников». Весной он достиг Новосибирска и стал спускаться к югу. Холод сменился жарой, снег — сыпучими песками. Травин ехал, пополнив свой «неприкосновенный запас» флягой с водой, строго выдержи вая установленный режим. Если селение встречалось раньше, чем по расписанию, он обходил его стороной. У него не было ни денег, ни оружия, и он чувствовал себя в безопасности: поживиться у него было нечем. В крупных населенных пунктах путешественник аккуратно реги стрировал свой документ, чтобы «зафиксировать действительность продвижения». Отношение к нему здесь, попрежнему, было «ирони ческое». Очутившись в степях и пустынях, он испытывал большую потребность в точных приборах для ориентировки, так как кроме часов и примитивного компаса у него ничего не было, но никто не пошел ему навстречу. «На такое отношение, — замечает Глеб Тра вин, — я, конечно, не обижался, так как на юге вообще много все возможных туристов и путешественников. Вполне естественно — кто богаче по своим достижениям, тот и авторитетнее, а я своих дости жений никогда не рисовал и не рисую». Обогнув южную границу советской Азии, Травин поднялся в Москву. Здесь в Центральном Совете ОГТТЭ, по выражению Травина, отнесся к нему «с презрением», спутав, очевидно, инициативу с ин дивидуализмом, а «ВСФК более доброжелательно», снабдив новыми Ьелосипедными покрышками. «Путешественник вокруг света» решил, что делать ему в Москве нечего, так как прогулка Владивосток — Москва — сущие пустяки. «Презрение» ОПТЭ он принял, как должное. «Правда, — признавал ся он, — в рабочих поселках и крестьянских селениях я принимал активное участие в проведении кампаний, но все это не имело одной системы, связанной с какой-либо организацией, так как я имел стрем ление как можно скорее покрыть большее расстояние и вкратце ох ватить быт народов». На второй день после приезда велосипедист выехал из Москвы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2