Сибирские огни, 1935, № 2
ВИВИАН ИТИН ЗЕМЛЯ СТАЛА СВОЕЙ 1. ВЕЛОСИПЕД НА ФАКТОРИИ — Оказывается, Великий северный морской путь впервые прой ден «в одну навигацию» не на ледокольном пароходе «Сибиряков», а на велосипеде... Мои слушатели засмеялись. — Рассказывай по порядку! — крикнул Вася Кудрин. Ему хоте лось побольше узнать о китах и моржах. Нечего делать, пришлось рассказывать «по порядку»... — Мы прошли Берингов пролив. Под азиатским берегом густо шел лед. В море киты выбрасывали фонтаны. Белый вельбот шел навстречу китам. Гребцы были одеты в белые балахоны. Вельбот по ходил на льдину. Это ловцы-чукчи подкрадывались к добыче. Из-за свирепых скал мыса Дежнева показались мачты радиостанции. На низком перешейке, отделяющем мыс Дежнева от материка, у самого Ледовитого моря, стояло несколько изб и чукотских яранг. Селение называлось Уэллен. Здесь находился один из районных центров Чу котского национального округа. Уэллен славился своими новыми советскими учреждениями и токарными мастерскими, где чукчи-ху дожники вырезывали изящные вещицы из моржевой кости. В первый раз мы столкнулись с упрямым Сопротивлением льдов. Они тянулись вдоль берега неширокой белой полосой. Пароход остановился у кромки, в пяти-шестистах метрах от берега. Льды были совершенно непроходимы для «Лейтенанта Шмидта». Ни од ной полыньи не было видно среди раздробленных, мятых, но крепко сжатых льдин. Какая-то сила удерживала их у берега и не давала расходиться, хотя все остальное море, до горизонта, было чисто от льда. В Уэллене надо было высадить пассажирку, жену начальника радиостанции, выгрузить кавасаки1 экспедиции Воздухофлота и боч ки с горючим для шхуны «Чукотка». Предполагалось, что «Чукотка», закончив снабжение факторий, вернется к Берингову проливу и пой дет на остров Врангеля. Но спустить здесь, у ледяного барьера, ка васаки было все равно, что оставить их в открытом море. Мы реши ли пройти немного дальше, надеясь, что лед где-нибудь отступит от берега. Выгрузка бочек с нефтью была невозможна. Капитан ре шил выгрузить нефть у «Поста Дежнева», расположенного на про тивоположной, южной, стороне мыса. Население Уэллена бросилось к пароходу. -Чукчи в белых кам- лейках12 тафили по льду байдары. Скоро белые охотничьи камлейки чукоч наполнили палубу. Меня поразил цветущий вид северян. Мно 1 Мореходные катера, японского типа. 2 К амлейка— длинная рубаш ка с капюшоном, н адев ающ ая ' оверх мехо- вой одежды для защиты от снега и ветра . Камлейки шьются обычно из пестрого ' тика или сатина. Д ля охоты употребляются белые камлейки, «защитного» цвета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2