Сибирские огни, 1934, № 6

развития. И Ядринцев прекрасно понимал не только неизбежность, но и необходи­ мость «промышленной ступени» развития! Сибири. Кажущийся дуализм во взглядах и в практической публицистической де­ ятельности Ядринцева происходил из стремления укрепить разлагавшуюся сель­ скую общину, освободить ее от ра з ’еда- ющих мироедов, а само существование об­ щины совместить с буржуазным промыш­ ленным развитием Сибири. Переход Сибири к фабрично-заводской промышленности, с исторической точки зрения, Ядринцев счи­ тал плодотворным и необходимым и вну­ шал эту мысль сибирской буржуазии. Этот переход к промышленности «способствует естественному течению жизни и не расхо ­ дится в одной своей половине с идеалом будущего. Знание, совершенствование про­ мышленности, высший род занятий — это задатки для нормального развития в бу­ дущем. Рабочему будет легче получить впоследствии из рук буржуазии промышлен­ ность более направленную в соответствии с интересами страны, чем' не получить ниче­ го...»1 Ядринцев признает развитие промыш­ ленности буржуазной только как задаток для нормального развития в будущем, как необходимый этап. Он робко намекает на идеал будущего, н а д о ’полагать, на соци­ ализм. Здесь же он ссылается на Маркса: «Помогайте жизни в ее переходах, способ­ ствуйте ее родам, будьте повивальной баб­ кой, как выражается Маркс, в этом задача, но вы не избежите все-таки известных пе­ реходных степеней, не избежите индиви­ дуализма «заимок» и ферм, фабрик и заво ­ дов с черными руками»2. В другом письме, по поводу предстоящей исторической роли буржуазии, Ядринцев говорит: «Культурная миссия буржуазии еще не начиналась. Как крестьянство выпол­ няло ее в пустынях, так буржуазия должна выполнить свою промышленную миссию в бедном земледельческом обществе. Пусть она группирует, научит рабочих, сливает капитал, создает заводы и фабрики. И, кон­ чив эту задачу, уступит место общинной артельной организации в силу новых усло­ вий и новых потребностей. Так, по моему, ходит история, так она должна итти»3. В соответствии с мыслью — не противо­ действовать, а содействовать историческо­ му процессу, Ядринцев борется за об’едине- ние общественных сил Сибири. Указывая на слабость буржуазии и рабочего класса в Сибири, он возражает против постановки рабочего вопроса вслед за западниками и столичной публицистикой, считая этот во­ прос совершенно не созревшим для Сибири. В постановке рабочего вопроса он видел только опасность столкновения буржуазии с рабочим классом, в итоге чего получи­ лась бы рознь, разлагающая силу народа. «Итак, у нас еще не пробил ч^с войны с буржуазией. Нам, людям интеллигенции, приходится только содействовать и указы­ вать ее культурную миссию — образование промышленности. Необходим еще пери­ од, когда капиталы должны послужить стране, ибо у рабочих и крестьян нет капи­ талов и фабрик они не создадут. Тогда только, когда промышленность создастся и она начнет усиливаться, только тогда нуж­ ны будут средства ограничивать ее, начать эмансипацию городского рабочего»1. Влия­ нию же буржуазных нравов в массе трудя ­ щихся в это время должны быть противопо­ ставлены «чувства демократической массы и поднятие ее умственного уровня». Образо­ вание и особенно высшее образование бу­ дет способствовать развитию интеллиген­ ции «в демократическом духе, которая в союзе с народными массами никогда не до­ пустит олигархии буржуазии», не сумевшей образовать в Сибири крепкого сословия. Исходя из этого, Ядринцев призывает к единому фронту с буржуазией, вернее к сплочению сил всех слоев сибирского об ­ щества на предстоящий период. «Прежде, может быть, чутьем, а ныне сознательно я не придаю значения силы буржуазии на Востоке, я не бью в набат против нее, а предлагаю союз с ней во имя единства об ­ щей идеи, преследование которой необхо­ димо для народа, как и для буржуазии. Пусть они совершат свою миссию вместе, но потом уже разделятся...». «В единении сила!»2 — восклицает Ядринцев. Тактика единения сил, характерная для эпохи складывания буржуазных государств, былз хорошо усвоена Ядринцевым. Не даром з этом вопросе он ссылается на Ф. Лассаля и итальянских деятелей, боровшихся за об’- единение Италии. В этом видел Ядринцев свою популярность, силу и успех общест- 1 Н. Ядринцев. Письма, стр. 51. 2 Н. Ядринцев. Письма, стр. 52. 3 Н. Ядринцев. Письма, стр. 129. 1 Н. Ядринцев. Письма, стр. 130. 2 Н. Ядринцев. Письма, стр. 130— 131.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2