Сибирские огни, 1934, № 6

общее положение нищеты все больше и больше об ’единяло эту раззорившуюся мас­ су людей». «Наряду с полным истощением крестьян, ского хозяйства, нельзя было не отметить, что довоенные кулаки стали мелкими по­ мещиками. В селе Ивановском был видный кулак — И. Скурятин, имевший около трех десятков лошадей и вполне машинизирован, ное хозяйство, полсотни рогатого скота, ам­ бара три хлеба — тысяч на десять пудов и пр. Этот «благодетель» Скурятин до на­ чала войны, будучи старшиной Курьинской волости, проявил себя в глазах крестьян как типичный деспот и мироед. Немало бы­ ло им приобретено капитальцу за 1913-1914 годы, годы населения новых участков пе­ реселенцами из Центральной России». Переселенцы были вообще предметом на­ живы и эксплоатации кулаков-помещиков в роде Скурятина, который без всяких сте­ снений 50 проц. сумм, отпускаемых на по­ собие переселенцам, клал себе в карман. Ча­ сто переселенец становился батраком тако­ го кулака, отрабатывая ему свой денежный долг или расплачиваясь своим трудом за «помощь» кулака лошадью, машиной, семе­ нами, или хлебом, которого переселенец не имел. Война у кулаков и помещиков забрала рабочую силу — батраков, но она же и по­ ставила им более дешевую — военноплен­ ных, вынужденных в силу своего положе­ ния переносить самую жестокую эксплоата- цию. Положению военнопленных Г. Ф. Кри- вигин посвящает следующие весьма ценные, яркие строки: «Рабы-военнопленные нахо­ дились круглый год в степи — летом со ста­ дом быков и овец, зимой тоже в степи, на заимке (зимовка), не видя целыми месяца­ ми никого, кроме стада овец, собак-овча- рок и сотен белых зайцев. Эта дикарская «бстановка на цивилизованного военноплен­ ного действовала убийственным способом. Выход был один — покончить самоубийст­ вом, и к этому способу, в особенности гор­ дые по нраву мадьяры, частенько прибега­ ли. Горе тому, кто посмеет дерзнуть свое­ му господину, — совершенно беззащитный человек подвергался самому жестокому на­ казанию. Его презирали, били. Заболевший вт нечеловеческого существования или из­ битый до полусмерти военнопленный был обречен на верную смерть, лежа на нарах в холодном сыром и пропитанном злово­ нием помещении, без всякой медицинской номощи. Военнопленные мерли, как мухи. Умершие заменялись новым пополнением из концен­ трационных лагерей. Заработная плата их была очень низка, но обыкновенно выплачивалась товарами и продуктами, привезенными владельцами из города, а иногда самым бессовестным обра­ зом удерживались и мизерные гроши, за ­ работанные военнопленными. Были случаи, когда убивали и насмерть». Г Вполне понятно, что с первых же дней Февральской революции безземельные и ма- ' лоземельные крестьяне стали вести разго­ воры о наделении землей, о захвате земл» у помещиков, кулаков, попов. Вопрос о земле был самым жгучим вопросом много­ численных крестьянских собраний и сходов. Вот как рисует одно из таких собраний А. Ф. Сапожников, крестьянин из деревни Н.-Бибеево, Ояшинской волости, Нозони- колаевского уезда, Томской губернии. «Долго мужики рассуждали, но никак не могли найти выход. Но нашелся один по­ бойчее всех, Отрубов Иван, вышел на се­ редину собрания и говорит крестьянам: — Вот что, товарищи крестьяне, у нас есть малоземельные хозяйства и часть сов­ сем безземельных хозяйств, а посмотрите- вон на попа: — живет и не пашет, не се­ ет, а земли имеет вдоволь, да еще и сда­ ет в аренду Ивану Ивановичу и Михаил- Васильевичу. Все слушали его, как настоящего орато­ ра. Когда кончил речь Отрубов, то из тол­ пы собравшихся слышится голос: — Отобрать землю у попа, довольно по- барствовал и хватит ему пузо наедать крестьянскими крошками, а лучше дать ча­ стичку Сергееву Митюхе. Пущай наш брат беднота владеет. Из толпы второй голос слышится с дроч жащнми перерывами, как будто кто его взял за глотку: — Как отобрать у священника?.. Это,, робя, несправедливо будет с нашей сторо­ ны, ежели мы будем обижать священника!.. В толпе идет шопот и спор, после чего, как грозные при звука^с грома, раздались решительные голоса: — Отобрать поповскую землю!... ...Тут выходит из толпы богатенький му­ жичок, Иван Семенников, и только заикнул­ ся в защиту попа, как вся толпа закрича­ ла: — Не хотим больше подчиняться бога­ чам! Сами будем учиться управлять наши» государством!» Деревенские богатеи-кулаки всячески со­ противлялись захвату и переделу земель и й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2