Сибирские огни, 1934, № 6
общее положение нищеты все больше и больше об ’единяло эту раззорившуюся мас су людей». «Наряду с полным истощением крестьян, ского хозяйства, нельзя было не отметить, что довоенные кулаки стали мелкими по мещиками. В селе Ивановском был видный кулак — И. Скурятин, имевший около трех десятков лошадей и вполне машинизирован, ное хозяйство, полсотни рогатого скота, ам бара три хлеба — тысяч на десять пудов и пр. Этот «благодетель» Скурятин до на чала войны, будучи старшиной Курьинской волости, проявил себя в глазах крестьян как типичный деспот и мироед. Немало бы ло им приобретено капитальцу за 1913-1914 годы, годы населения новых участков пе реселенцами из Центральной России». Переселенцы были вообще предметом на живы и эксплоатации кулаков-помещиков в роде Скурятина, который без всяких сте снений 50 проц. сумм, отпускаемых на по собие переселенцам, клал себе в карман. Ча сто переселенец становился батраком тако го кулака, отрабатывая ему свой денежный долг или расплачиваясь своим трудом за «помощь» кулака лошадью, машиной, семе нами, или хлебом, которого переселенец не имел. Война у кулаков и помещиков забрала рабочую силу — батраков, но она же и по ставила им более дешевую — военноплен ных, вынужденных в силу своего положе ния переносить самую жестокую эксплоата- цию. Положению военнопленных Г. Ф. Кри- вигин посвящает следующие весьма ценные, яркие строки: «Рабы-военнопленные нахо дились круглый год в степи — летом со ста дом быков и овец, зимой тоже в степи, на заимке (зимовка), не видя целыми месяца ми никого, кроме стада овец, собак-овча- рок и сотен белых зайцев. Эта дикарская «бстановка на цивилизованного военноплен ного действовала убийственным способом. Выход был один — покончить самоубийст вом, и к этому способу, в особенности гор дые по нраву мадьяры, частенько прибега ли. Горе тому, кто посмеет дерзнуть свое му господину, — совершенно беззащитный человек подвергался самому жестокому на казанию. Его презирали, били. Заболевший вт нечеловеческого существования или из битый до полусмерти военнопленный был обречен на верную смерть, лежа на нарах в холодном сыром и пропитанном злово нием помещении, без всякой медицинской номощи. Военнопленные мерли, как мухи. Умершие заменялись новым пополнением из концен трационных лагерей. Заработная плата их была очень низка, но обыкновенно выплачивалась товарами и продуктами, привезенными владельцами из города, а иногда самым бессовестным обра зом удерживались и мизерные гроши, за работанные военнопленными. Были случаи, когда убивали и насмерть». Г Вполне понятно, что с первых же дней Февральской революции безземельные и ма- ' лоземельные крестьяне стали вести разго воры о наделении землей, о захвате земл» у помещиков, кулаков, попов. Вопрос о земле был самым жгучим вопросом много численных крестьянских собраний и сходов. Вот как рисует одно из таких собраний А. Ф. Сапожников, крестьянин из деревни Н.-Бибеево, Ояшинской волости, Нозони- колаевского уезда, Томской губернии. «Долго мужики рассуждали, но никак не могли найти выход. Но нашелся один по бойчее всех, Отрубов Иван, вышел на се редину собрания и говорит крестьянам: — Вот что, товарищи крестьяне, у нас есть малоземельные хозяйства и часть сов сем безземельных хозяйств, а посмотрите- вон на попа: — живет и не пашет, не се ет, а земли имеет вдоволь, да еще и сда ет в аренду Ивану Ивановичу и Михаил- Васильевичу. Все слушали его, как настоящего орато ра. Когда кончил речь Отрубов, то из тол пы собравшихся слышится голос: — Отобрать землю у попа, довольно по- барствовал и хватит ему пузо наедать крестьянскими крошками, а лучше дать ча стичку Сергееву Митюхе. Пущай наш брат беднота владеет. Из толпы второй голос слышится с дроч жащнми перерывами, как будто кто его взял за глотку: — Как отобрать у священника?.. Это,, робя, несправедливо будет с нашей сторо ны, ежели мы будем обижать священника!.. В толпе идет шопот и спор, после чего, как грозные при звука^с грома, раздались решительные голоса: — Отобрать поповскую землю!... ...Тут выходит из толпы богатенький му жичок, Иван Семенников, и только заикнул ся в защиту попа, как вся толпа закрича ла: — Не хотим больше подчиняться бога чам! Сами будем учиться управлять наши» государством!» Деревенские богатеи-кулаки всячески со противлялись захвату и переделу земель и й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2