Сибирские огни, 1934, № 6
значит не меньше. Деятельность героев, их столкновения с различными препятствия ми, победы или неудачи — один из важ нейших (едва ли не единственный) спосо бов, которым автор располагает для вну шения читателю своих воззрений. Воззре ния эти могут быть очень различны, порой мизерны, даже глупы, но если они опреде ленны, писатель сумеет изобрести или най ти в действительности события, людские поступки, которые подтверждают его мысль. Даже если он считает нужным толь ко фотографировать, держаться только фактов, то и тогда среди фактов он сде лает выбор, а перед своим аппаратом рас садит героев так, как ему кажется более удобным. Но если ему "нечего доказывать, то и его героям, собственно говоря, нечего делать. Им остается сидеть и ждать, какие события наплывут на них. Это схематично и потому может казать ся слишком упрощенным, но в основном это так. И Чехов это видел, отмечая в своих высказываниях; это отразилось и на его произведениях. Герои большинства из них (кроме, конечно, имеющих характер анекдота ранних рассказов) пассивны, без деятельны, ничего не предпринимают и ни С кем не борются. Действия в его пове стях часто нет совсем. Можно сказать, конечно, что в чеховские времена жизнь была стоячим болотом; такова-де она и в его произведениях. Однако, бесконечно ме нее талантливые, чем он, его современни ки, находили в ней материал для изобра жения борьбы, столкновений, словом — действия. Можно указать романы Потапен ко, Немировича-Данченко или хоть Щеп- киной-Куперник. Это говорится не в охуление Чехова. Разные Потапенки высказывались опреде леннее, но их убеждения часто не шли дальше глубоких истин: «бедность — не порок» или «три к носу — все пройдет». До такой проповеди Чехов не мог бы опу ститься. Безидейным писателем он не был и тогда, когда именовал себя Антошей Че- хонте. Он рос все время. В последнем его рассказе («Невеста») героиня уже и дей ствует. Но, как мы видели, законченного миросозерцания, охватывающего и обще ственные вопросы, он так себе и не соста вил. Он считал, что обязанность художни ка состоит только в правильной постанов ке вопроса, а решать он ничего не обя зан'-5. Эго говорилось, правда, когда Чехов был еще молод (в 1888 г.), но так дело об стояло и потом. Как пример, можно при вести койец рассказа «Дама с собачкой» (1899 г.). Мужчина и женщина случайно сошлись на курорте. Оба не очень молоды; она замужем, он женат, имеет детей. Из случайной связи выросла настоящая боль шая любовь, но они не умеют выйти из своего запутанного положения. Их поло жение и теперь не было бы совершенна простым, а в те времена оно вырастало о серьезный, трагический даже вопрос. С разных точек зрения его и решить можно было неодинаково (например, «Что бог сочетал, человек да не разлучает»); в бел летристическом произведении любое реше ние должно было выразиться в действиях героев. Рассказ же кончается так: «И ка залось, что еще немного — и решение бу дет найдено, и тогда начнется новая, пре красная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинает ся»20. При этом выбор героев, сочетание со бытий, словом, то, что делает произведе ние интересным, в значительной степени зависит от миросозерцания писателя. Ма стерство в этом отношении — проявление идеологии. Идеологии мыслимы очень ра з нообразные, но в наше время пйсатель, ес ли он не желает заставить своих героев творить глупости, может исходить только из одной. Связь между композицией и ми ровоззрением автора, конечно, сложнее, чем здесь намечено, но вопрос во всей сложности и не входит в нашу задачу. К чисто художественной отделке своих произведений Чехов относился очень вни мательно и такие же строгие требования, как к себе, пред’являл к другим. Его мно гочисленные высказывания по этому вопро су удачно суммированы им самим в пись ме к М. Горькому. Говоря о рассказах «В степи» и «На плотах», Чехов отмечает: 120 О миросозерцании Чехова писали много и противоречиво (Айхенвальд, Шуляжиков,. Чуковский и др., см. также ст. Ежова в сб. «Чехов и его среда», изд. «Академии», 1930 г. и статью Вальбе в «Лит. учебе» № 2, 1934 г.). Недостаточную развитость его взглядов в области общественной тоже ука зывали (Перцов, например). Последнее не мешало Чехову быть очень верным изобра зителем своей эпохи. Тема настоящей ра боты, к сожалению, не позволяет выяснить, каким образом одно могло увязатьср с дру гим.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2