Сибирские огни, 1934, № 6
аюю» видел на каждом шагу; живал за границей, где не только любовался пре красными видами; долгое время близко стоял к деревне, знал и мужика, и поме щика; хорошо знал и по себе, и по среде, его окружавшей, интеллигенцию всяких сортов. Его письма и художественные про изведения наполнены печальными и суро выми отзывами о тех общественных груп пах, с которыми он сталкивался. «Я не ве рю в русскую интеллигенцию, лицемерную и фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страда ет и жалуется , ' ибо ее притеснители выхо дят из ее же недр»21. Конец повести «Му жики» показывает, что, несмотря на все «доброе», что сохранилось в психике кре стьянина, он не верил в него, как в само стоятельную силу; расслоение деревни он отлично видел. Как он оценивал «соль зем ли» — русских писателей — уж,е сказано. Свое впечатление от романа Сенкевича «Семья Полонецких» он выразил так: «Цель романа — убаюкать буржуазию в ее золо тых снах... Буржуазия очень любит так на зываемые «положительные типы» и рома ны с благополучными концами, так как они успокаивают ее на мысли, что можно и капитал наживать и невинность соблюдать, -быть зверем и в то же время счастли вым»22. Повесть «Три года» вскрывает в русской буржуазии те же черты, что и в западной, исключая только культурность. О дворянах отзывы не лучше, чем о бур жуях23. Отзыв о романе Сенкевича показы вает также, что Чехов хорошо понимал классовую направленность, боевую з а остренность художественной литературы. Опереться, словом, не на кого. Его послед ний рассказ «Невеста» — и почти востор женные отзывы о Ниле (герое горьков ских «Мещан») говорят как будто о том, что он готов был поставить перед собой вопрос о пролетариате, и кто знает, куда ■■бы это его привело. Григорович настойчиво советовал Чехову написать роман. Возможность выполнить этот совет Чехов оценивал так: «Политиче ского, религиозного и философского ми росозерцания у меня еще нет; я меняю его 21 Письма, т. V, CCXXXIX. 22 Письма, IV т. CCLV, 23 «Привыкли писать, что только купцы обмеривают д а обвешивают, а поглядели бы на дворян! Глядеть гнусно! Это не люди, а обыкновенные кулаки, даже хуже кулаков. «Неиздан. письма», стр. 149. Суворину. 1892 г. ежемесячно, а потому придется ограничить ся только описанием, как мои герои лю бят, женятся, родят, умирают и как гово рят»24. Роман предполагался из уездной жизни, которую Чехов, конечно, знал хоро шо. И все-таки он говорит в этом же пись ме, что «не пробил час для романа». Не- хватало не знаний, а именно миросозерца ния, вернее, общественных элементов в этом миросозерцании, так как идейной пу стышкой Чехов никогда не был. По мно гим вопросам, как мы видели, у него были строго определенные взгляды. . Это чеховское признание подводит нас к другой части вопроса о мастерстве, к так называемой композиции. О композиции или построении художе ственного произведения можно говорить в двух отношениях (в основном). Во-пер вых, сюда относятся события, их причин ная связь и временная последовательность, расстановка действующих лиц — и т. п. И события, и герои могут быть плодом ав торского вымысла, но могут быть даны и самой жизнью — эпопея челюскинцев, на пример. Но даже и в этом последнем слу чае автор много вносит своего. Во-вторых, здесь следует иметь в виду постройку про изведения в узком смысле: соотношение частей произведения, их соразмерность, связанность. Одно от другого можно отде лить, разумеется, только в разговоре о про изведении, в нем же самом обе эти сторо ны неразрывны, хотя противоречия между ними очень часты. Подбор героев, их расстановка, ход и связь событий — все это дело авторского умения, таланта. В то же время это зави- сит от миросозерцания писателя, от целей, которые он перед собой ставит. Трудно д а же сказать, что здесь играет большую роль. Поэт мыслит образами — сказано и признано давно. Мыслить — это познавать, опровергать. Один из результатов деятель ности мысли — книга, статья, речь, в ко торых автор сообщает итоги своих иссле дований, т.-е., прежде всего, доказывает, опровергает образы в художественных про изведениях, т.-е. действующие лица, их о т ношения, значит, весь ход действия, распо лагаются именно как доказательство, в з а висимости от того, что требуется дока зать. В их расположении проявляется, ко нечно, мастерство, но и в расположении математических доказательств мастерство и А. П. Чехов. Несобранные письма. Ред. Пиксанова. Госиздат. 1928, стр. 37.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2