Сибирские огни, 1934, № 6

аюю» видел на каждом шагу; живал за­ границей, где не только любовался пре­ красными видами; долгое время близко стоял к деревне, знал и мужика, и поме­ щика; хорошо знал и по себе, и по среде, его окружавшей, интеллигенцию всяких сортов. Его письма и художественные про­ изведения наполнены печальными и суро­ выми отзывами о тех общественных груп­ пах, с которыми он сталкивался. «Я не ве­ рю в русскую интеллигенцию, лицемерную и фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страда­ ет и жалуется , ' ибо ее притеснители выхо­ дят из ее же недр»21. Конец повести «Му­ жики» показывает, что, несмотря на все «доброе», что сохранилось в психике кре­ стьянина, он не верил в него, как в само­ стоятельную силу; расслоение деревни он отлично видел. Как он оценивал «соль зем­ ли» — русских писателей — уж,е сказано. Свое впечатление от романа Сенкевича «Семья Полонецких» он выразил так: «Цель романа — убаюкать буржуазию в ее золо­ тых снах... Буржуазия очень любит так на ­ зываемые «положительные типы» и рома­ ны с благополучными концами, так как они успокаивают ее на мысли, что можно и капитал наживать и невинность соблюдать, -быть зверем и в то же время счастли­ вым»22. Повесть «Три года» вскрывает в русской буржуазии те же черты, что и в западной, исключая только культурность. О дворянах отзывы не лучше, чем о бур­ жуях23. Отзыв о романе Сенкевича показы­ вает также, что Чехов хорошо понимал классовую направленность, боевую з а ­ остренность художественной литературы. Опереться, словом, не на кого. Его послед­ ний рассказ «Невеста» — и почти востор­ женные отзывы о Ниле (герое горьков­ ских «Мещан») говорят как будто о том, что он готов был поставить перед собой вопрос о пролетариате, и кто знает, куда ■■бы это его привело. Григорович настойчиво советовал Чехову написать роман. Возможность выполнить этот совет Чехов оценивал так: «Политиче­ ского, религиозного и философского ми­ росозерцания у меня еще нет; я меняю его 21 Письма, т. V, CCXXXIX. 22 Письма, IV т. CCLV, 23 «Привыкли писать, что только купцы обмеривают д а обвешивают, а поглядели бы на дворян! Глядеть гнусно! Это не люди, а обыкновенные кулаки, даже хуже кулаков. «Неиздан. письма», стр. 149. Суворину. 1892 г. ежемесячно, а потому придется ограничить­ ся только описанием, как мои герои лю­ бят, женятся, родят, умирают и как гово­ рят»24. Роман предполагался из уездной жизни, которую Чехов, конечно, знал хоро ­ шо. И все-таки он говорит в этом же пись­ ме, что «не пробил час для романа». Не- хватало не знаний, а именно миросозерца­ ния, вернее, общественных элементов в этом миросозерцании, так как идейной пу­ стышкой Чехов никогда не был. По мно­ гим вопросам, как мы видели, у него были строго определенные взгляды. . Это чеховское признание подводит нас к другой части вопроса о мастерстве, к так называемой композиции. О композиции или построении художе­ ственного произведения можно говорить в двух отношениях (в основном). Во-пер­ вых, сюда относятся события, их причин­ ная связь и временная последовательность, расстановка действующих лиц — и т. п. И события, и герои могут быть плодом ав­ торского вымысла, но могут быть даны и самой жизнью — эпопея челюскинцев, на­ пример. Но даже и в этом последнем слу­ чае автор много вносит своего. Во-вторых, здесь следует иметь в виду постройку про­ изведения в узком смысле: соотношение частей произведения, их соразмерность, связанность. Одно от другого можно отде­ лить, разумеется, только в разговоре о про­ изведении, в нем же самом обе эти сторо­ ны неразрывны, хотя противоречия между ними очень часты. Подбор героев, их расстановка, ход и связь событий — все это дело авторского умения, таланта. В то же время это зави- сит от миросозерцания писателя, от целей, которые он перед собой ставит. Трудно д а ­ же сказать, что здесь играет большую роль. Поэт мыслит образами — сказано и признано давно. Мыслить — это познавать, опровергать. Один из результатов деятель­ ности мысли — книга, статья, речь, в ко­ торых автор сообщает итоги своих иссле­ дований, т.-е., прежде всего, доказывает, опровергает образы в художественных про­ изведениях, т.-е. действующие лица, их о т ­ ношения, значит, весь ход действия, распо­ лагаются именно как доказательство, в з а ­ висимости от того, что требуется дока ­ зать. В их расположении проявляется, ко ­ нечно, мастерство, но и в расположении математических доказательств мастерство и А. П. Чехов. Несобранные письма. Ред. Пиксанова. Госиздат. 1928, стр. 37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2