Сибирские огни, 1934, № 6
романа. Сн — клевета, но клевета блестя щая, сочиненная очень умным и знающим человеком. Романом Бурже увлекались и в 900-е годы; попадается он в читательских руках еще и теперь, так как издан в се рии «История молодого человека». Итак, нужно изображать жизнь такою, ка кова она есть на самом деле, а для этого необходимы знания, научные знания глав ным образом, а также и вообще знания, по черпнутые из наблюдения и изучения, не обходимо умение мыслить научно. То, что Чехов так настойчиво повторял «в стари ну», становится особенно важно теперь, когда без технических, биологических и пр. знаний, нельзя подойти почти ни к ка кой области жизни. За современным писа телем со всех сторон следят зоркие глаза людей, до тонкости знающих то, что он изображает в своем произведении, часто лучше его самого. Эти люди не всегда (да же очень редко) выступают в роли крити ков, но если в произведении допущена гру бая (а иногда и не очень грубая) ошибка, они перестают к нему относиться серьезно. Говоря примером: если писатель, изображая школу, обнаружит в чем-нибудь незнание школьной жизни, то очень мало шансов, что его обличения или призывы подейст вуют на школьных работников. Чехов нахо дил однако, что такой реализм совершенно недостаточен. Уже в зрелые годы, будучи знаменитым писателем, он так оценивал се бя и своих литературных сверстников: «Писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими, и которые пленя ют, нас, имеют один общий и весьма важ ный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же... Лучшие из них реальны и пи шут жизнь такою, какая она есть, но от того, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, Вы, кроме .жизни, какая есть, чувствуете еще т у 'Жизнь, какая должна быть, и это пленяет Вас. А мы? Мы! Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а дальше — ни тпру, ни ну. Дальше нас хоть плетьми стегайте. У нас нет ни ближайших, ни отдаленных целей и в на шей душе хоть шаром покати»17. Эти сло ва определенно показывают, что Чехов сознавал необходимость для писателя чет кого, по-боевому отточенного миросозер цания. Такого миросозерцания у него1 са мого, однако, не было. По своим взгляда*» он был строгим материалистом... «Воспре тить человеку материалистическое направ ление равносильно запрещению искать ис тину. Вне материи нет ни опыта, ни зн а ний, значит, нет и истины»18. К спиритуа лизму, религии и т. п. он не умел и не ж е лал относиться серьезно. Но его материа лизм был биологического, так сказать, х а рактера. Недаром его приравнивали к Б а зарову. Социологическую часть своего ми росозерцания он строил очень медленно и постепенно, и до конца она так и не бы ла доведена. В начале своего пути он про сто отмахивался от специальных оценок, старательно отгораживался от всяких «пар тий». Это видно из писем Михайловского к Чехову, точнее, из тех несохранившихся писем Чехова к Михайловскому, содержа ние которых легко угадывается по отве там последнего. Много раз приводилось следующее чеховское «исповедание веры»: «Я не либерал, не консерватор, не посте пеновец, не индеферентист. Я хотел бы быть свободным художником — и только, и жалею, что бог не дал мне силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах и мне одинаково противны как секретари консисторий, так и Нотович с Градовским. Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купече ских домах и кутузках; я вижу их в нау ке, в литературе, среди молодежи. Поэто му я одинаково не питаю особого при страстия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к писателям, ни к молодежи. Форму и ярлык я считаю предрассудком. Мое свя тое святых — это человеческое тело, зд о ровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютнейшая свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником»10. Это пи салось вскоре после спора с Михайлов ским и, весьма вероятно, под влиянием этого спора, адресовано письмо антагони сту Михайловского — Суворину, который по-своему тоже «воспитывал» Чехова20. Полностью на своих «позициях» Чехов не удержался. Он жил — по-тогдашнему — интенсивной общественной жизнью, и жизнь, конечно, учила его. Он был на Даль нем Востоке и по достоинству оценил цар скую колониальную политику, а «домаш- ls Письма, т. II, С XXXIV. 10 Письма. II, CCXV. 1889 г. 20 «Губить Чехова стал Михайловский. А Чехов был тем поэтом, который поет, как птица, — поет и радуется». Письмо Сувори на к В. В. Розанову. 15 июля, 1904 г., М. 1913.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2