Сибирские огни, 1934, № 6
дина?»’2. Незнания он не прощал даже и «великим». Ему очень нравилась «Крейцеро- ва соната» Л. Толстого, но в ней он нахо дил то, «чего не хочется простить ее авто ру, именно — смелость, с какою Толстой трактует о том, чего он не знает и чего из упрямства не хочет понять. Так, его сужде ния о сифилисе, воспитательных домах, об отвращении женщин к совокуплению и пр. не только могут быть оспариваемы, но и прямо изобличают человека невежествен ного, не потрудившегося в течение своей долгой жизни прочесть две-,три книжки, на писанные специалистами»13. Правда, Чехов говорит дальше, что благодаря исключитель ным дрстоинствам повести этих недостатков читатель просто не замечает, но ведь тем ху же. Сколько ложных представлений было посеяно в читательских головах именно бла годаря исключительным художественным достоинствам! Примеры таких ложных представлений можно найти и у «стариков», и у современ ников. Говорят, что поэт Корнилов с боль шим успехом читает перед публикой сти хотворение «Вошь». Вот его начало: Вошь, ползет на потных лапах по безбрежию рубах, сукровицы сладкий запах вошь разносит на зубах... Как дробинку, можно трогать, видеть глазки, черный рот... Страшная картина — по замыслу поэта, да, вероятно, и в самом деле страшная, ес ли Стихотворение, действительно, произво дит впечатление на слушателей. Вместе с этим впечатлением они незаметно проглотят (и усвоят), что у вши есть зубы, что она может потеть (пот, конечно, может принад лежать хозяину рубахи, но если вошь д а же и целиком окунуть в этот пот, она все- таки не будет потной, а только мокрой). Кой-кому все это может быть напом нит пушкинское «суди, дружок, не выше сапога». Оно похоже. Бесспорно, однако, ч.то многие области жизни познаются нами именно по художественной литературе. Мы не ищем в ней сведений по ботанике, зо ологии, истории и т. д., но о медиках, ин женерах, шахтерах, краснофлотцах, их стремлениях, быте и прочем мы многое узнаем из повестей и романов. У литературы свои цели. «Лично -для се бя я держусь такого правила: изображаю больных лишь постольку, поскольку они являются характерами, или поскольку они картинны»’4. Иными словами, центром ли тературного произведения должно являть ся изображение человека, а не сообщение научных сведений. Чехов признает и такие положения, когда точность изображения должна отступить перед неизбежными ус ловностями искусства. «Условия художест венного /творчества не всегда допускают полное согласие с научными данными; нель зя изобразить на сцене смерть от яда так, как она происходит на самом деле. Но со гласие с научными данными должно чувст воваться и в этой условности, т.-е. нужно, чтобы для читателя или зрителя было ясно, что это только условность и что он имеет дело со сведущим писателем»’5. Умение на учно мыслить, владение научным методом — необходимое условие писательской работы. Приведенные выше цитаты далеко не исчерпывают того, что Чехов говорил о не обходимости точных знаний и точной пе редачи действительности. В этом отноше нии он был настойчив и может быть в неко торых случаях чересчур требователен, д а же придирчив. В конце восьмидесятых го дов довольно много шуму наделал роман Бурже «Ученик». Роман этот направлен против материализма в защиту религии. Че хов резко отрицательно относился к этой тенденции романа, считал его «клеветой на человека и науку», говорил, что «знающих он только раздражит, а незнающих награ дит ложными представлениями — и толь ко». Однако, успех романа Бурже среди русских читателей он вполне понимал. «Читатель увидел в романе героев и авто ра, которые . умнее его, и жизнь, которая богаче его жизни; русские же беллетристы глупее читателя, герои их бледны и ничтож ны, третируемая ими жизнь скудна и неин тересна. Русский писатель живет в водо сточной трубе, ест мокриц, любит халд и прачек, не знает он ни истории, ни геогра фии, ни естественных наук, ни религии род ной страны, ни администрации, ни судо производства... одним словом, чорта лысого не знает. В сравнении с Бурже, он гусь лапчатый и больше ничего»18. Это в значи тельной степени продиктовано молодым з а дором естественника-атеиста, обиженного за науку, но в основном не противоречит из ложенным нами мнениям Чехова. Кстати сказать, трудно дать лучшую оценку этого ,г Письма, т. П.ИГ V. “ Письма, т. Ill, VI. 14 Письма, т. IV, СХХ. « V, CCCLVI. 14 Письма, 11. С XXXIX. Суворину. 1889 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2