Сибирские огни, 1934, № 6

ной проработке книга могла бы получить­ ся дельной. Вместо этого, — опять таки справочник. Партия определенно потребовала от писа­ телей: дайте детям живые, конкретные об­ разы, дайте художественные произведе­ ния, — не сухие, отвлеченные понятия, а настоящий, живой мир, так, чтобы ребенок включился в жизнь страны, которую ведет от победы к победе коммунистическая пар­ тия. Нашелся в Сибири писатель, который отказался ‘от привившегося трафарета — справочника и дал произведение, богатое эмоциями, богатое художественными Досто­ инствами. Это — Таежный, давший книгу «Ростки». Однако, эта книга была забракована, как книга антипедагогическая, как книга анти­ художественная, как несоответствующая тем требованиям, которые пред’являются к детской литературе в Сибири. Между тем, эта книга, впервые в Сибири, рассказыва­ ла детям о возникновении, развитии и ук ­ реплении колхозов в таежной глуши. Иск­ лючительно хорошая и ценная книжка, ко ­ торая могла бы оказать ребятам Сибири очень большую помощь. Написана она хо ­ рошим языком; в ней даны прекрасные кар­ тины природы. Материал подан настолько убедительно, что когда «Ростки» прочита­ ет школьник, он ясно поймет, что такое кол­ лективизация, какой переворот она произ­ водит и в экономике, и в психологии кре­ стьянства. Здесь очень четко и убеди­ тельно показана роль коммунистов в со­ здании колхозов. До сих пор ни в одной книге сибирских детских писателей этого не было. Кроме того, Таежный показал, как середняк входит в колхоз . Показал хорошо, художественно. Однако, Крайоно забраковал книгу Та ­ ежного: автору постоянно твердили, что он не настоящий писатель, что он случайный «прохожий» в детской литературе. Говорят, в Крайоно сидел человек, кото­ рый вызывал к себе писателя и говорил: «3 течение трех часов дайте детский рас­ сказ». Зачастую писателям ничего не оста­ валось делать, как это распоряжение выпол­ нять. Одним из таких трехчасовых произ­ ведений является сборник «Октябрята». Отношение к книге- Таежного буквально напугало сибирских детских писателей и с тех пор почти никто не пытался писать для детей о колхозах. В последнее время путеводитель-справоч­ ник сходит со страниц детских книг З а ­ падной Сибири. Появляются более живые образы, более живые произведения. Beei ма возможно, что это произошло оттог! что пришли новые писатели, а главным of разом потому, что партия поставила точк над «и» . и сказала, что требуется от сс ветских детских писателей. К числу вновь пришедших в детскую Л 1 . тературу писателей относится П. В. Гинце® Он дает новый для Западной Сибири жая] Произведения его проникнуты большо теплотой и любовью к детям. Гинцель — очень отрадное и светлое Я 1 ление на ' фоне сибирской детской лигерг туры. В книге «Пестун» Гинцель разрабаты вает новую тематику. Он берет артел охотников и описывает ее жизнь в тайг С потрясающей силой рассказано в книг об угнетенном, забитом некогда народе - тунгусах. Большим недостатком книги является е язык. ' Гинцель дает также сюжетные рассказы животных. В этих рассказах есть что-то о Сэттон-Томпсона. Гинцель прекрасно зна ет не только внешний облик животных, а их жизнь, повадки. Он скуп на слова, ску! на описания, но он так умеет дать природ) что она чувствуется в каждом листочке, жи вет в каждом штрихе. Единственно, чего нехватает Гинцелю i содержании, это — разнообразия. Он мо; бы дать значительно больше рассказов о га ких редких зверях, как выдра, о таких ин тересных, как бурундук, и о многих дру гих, характерных для Западной Сибири. К молодым сибирским писателям относят ся В. Зверев и А. Кузнецова. Зверев — пи сатель молодой, у него есть определенная творческая дерзость и хватка, он берет те мы, за которые до него никто из детских писателей Сибири не брался: Сталинский за вод, Хакассия. Но берет он смаху. Взял написал... и получилось плохо. Весьма воз- можно, это происходит потому, что Зве рев с головой ушел в газету. Писательница Кузнецова пытается дать сказку. Многие из наших писателей бра­ лись за этот жанр, но пока у них ничего ие выходило. Поэтому, когда наши молодые писатели делают такие попытки и попытки эти срываются, совсем не значит, что нуж­ но этих писателей бить по затылку и кри­ чать: «не рыпайся!». А у нас это есть. Нап­ ример, рецензия на сказку Кузнецовой, ко­ торую ей дал кабинет детского чтения — орган Крайоно. Не рецензия, а гроб. Между тем, секция детских писателей разбирала эту сказку и нашла, что Кузнецова ире-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2