Сибирские огни, 1934, № 6
О детской литературе нашего края 1 К. ГАЙ ЛИ Т Партия неослабно следит за развитием детской литературы. Последнее постановле ние о создании детГИЗ ’а — наиболее я р кое подтверждение этого. Детским писате лям остается только оправдать те надежды, которые возлагаются на них коммунистиче ской партией. К сожалению, детская литература не успе вает за бегом большевистских пятилеток, в то время, как советская литература для взрослых достигла высот, удивляющих весь мир. Почему это происходит? Что, у нас нет талантов? Нет, таланты есть. Может быть, какие-нибудь особые, невыполнимые требо вания пред’являются к детской литературе? Нет, требования пред’являются такие же, как и к «взрослой» литературе, может быть, немного большие, потому что детская ли тература, прежде всего, литература педаго гическая. Партия требует, чтобы детские писатели дали такие книги, которые помогли бы вос питать молодое поколение в коммунисти ческом духе, чтобы это поколение было го тово к предстоящим боям, получив крепкую зарядку и прочную базу в смысле зна ний. Как выполняют эти требования детские писатели Западной Сибири? Количество д е т ских книг, изданных ОГИЗ’ом, было до сих лор прямо смехотворным, по сравнению с количеством литературы, которая издает ся для взрослых, — в 1932 г. — две детских книги, в 1933 г. — две и лишь на 1934 год намечено было к изданию 14 названий де т ских книг, но как этот план будет выпол нен — сказать трудно. Стенограмма доклада на Краевом с’езде писателей. ^ К Всесоюзному с’езду детский писатель Западной Сибири пришел не с пустыми ру ками. У нас есть определенные достижения, определенные сдвиги. Чем был наводнен детский книжный ры нок после революции? Белибердой, остат ками прошлого, в лучшем случае — «ин- диферентными произведениями», которые не отображали жизни, утверждавшейся на одной шестой части земного шара. Заумны^ требования ряда работникэв Наркомпроса, пред’являемые в период РАПП’а к детским книжкам, у нас в З а падной Сибири дали определенный толчок к изданию целого ряда сухих, не отвеча ющих запросам ребенка произведений. Пушкарев, например, написал в тот пе риод книжку «В хребтах Алтая», в которой попытался дать детям комплекс знаний об Алтае. Но он подал их сухо, при помощи ходячего справочника — учителя, -сопрово ждавшего экскурсантов. Вяткин дал неплохую книгу «Приключе ние китайского болванчика». В книге хорош язык, интересна завязка, сюжет, и, тем не менее, книжка оказалась малополезной в смысле освоения Сибири. Познавательный материал подан в ней без всякой связи с той жизнью, которой живет обширнейший край, где путешествует болванчик. Писатель Кравков захотел показать р е бятам советский Север и для этого тоже приспособил надоедливую, фигуру научно го работника, сообщающего детям сухие сведения. Еще один писатель пытался дать сведе ния о Сибири, — это Виктор Зверев. Его намерение рассказать детям о Хакассии р а з билось о ту поспешность, с которой книга была выпущена в свет. При более тщатель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2