Сибирские огни, 1934, № 6
ры часто делают попытки об’ять необ ятное— изложить всю историю в одной пьесе. Как на самый яркий пример этого можно указать ,на хакасскую /пьесу «Годы з а года ми». Когда ёе ставили в Ойротии, то авто ры сообщили, что в ней обобщен хакасский и алтайский материал. Зритель видит, как в хакасский улус вдруг врывается известный на Алтае бандит Кайгародов. Это совер шенно невероятно. Это то же самое, если бы в сибирской пьесе был бы показан на лет Махно на сибирскую деревню. Первое действие этой пьесы — дореволюционное время, второе — гражданская война, третье — советская власть. Пьеса распадает ся на ряд эпизодов. IB 1929 году алтаец >Н. Чевалков написал пьесу «Окровавленный нож» — о классовой борьбе в урочище, о колхозном /строитель стве. В 1930 г. Кучияк в своей пьесе «Борьба» показал ожесточенную борьбу с баями, борьбу за /колхозы. Но эта пьеса была так же малосценична. Сам автор о ней сказал: — Разговоров много, действия мало. Пьесы «Работа белых» и «Петля» Кучияк старался /сделать динамичными, но это уда лось ему только в /последней пьесе — «Пет- 1Я», написанной в прошлом году. Товарищи, видевшее постановку этой пьесы в Ойрот- 'Туре (пьеса еще не вышла из печати), отме чали творческий рост автора. В этой пьесе Кучияк показал борьбу за большевистские колхозы, выявление бая, действовавшего «тихой сатюй». Доверчивый ■председатель колхоза цопал в хитро постав ленную байскую петлю. Тематика последних алтайских пьес — борьба за большевистские колхозы, за за житочную, культурную жизнь. XI Фронт литературы и искусства в Ойротии до последнего времени не пользовался доста точным внимание. Два года тому назад бы ло построено здание театра. Его открыли, как национальный театр. Но для организации алтайской труппы ничего не было сделано. Зда/ние передали Куспромсоюзу и в нем р а ботала русская труппа на уставе кустарной артели. Ей была отпущена дотация — 40 тыс. рублей в год. В то ,же время на поста новки на алтайском языке средств не бы ло. Да и постановки эти бывают два-три р а за в год, специально для с’ездов. Исполни теля _ ученики педтехникума. Алтайской труппы до сих пор нет. Создание алтайской труппы, особенно передвижной, совершенно необходимо. Областные газеты критикой литератур ных произведений не занимались. Творче ство таких поэтов, как Кучияк и Чегат- Строев обойдено молчанием. Также обхо дятся молчанием постановки алтайских пьес. Ойротские писатели говорят: — Мы видим критику только после пе ревода наших произведений на русский язык. Так было до с’езда писателей. Так не должно быть в дальнейшем. XII. Под руководством коммунистической пар тии в Ойротии положено начало художест венной литературы, как литературы нацио нальной по форме и социалистической по содержанию, нанесен /крепкий удар по быв шим караюорумовцам /и бывшим попам, лю дям враждебных классов, протаскивавшем в художественных произведениях национали стические и мелкобуржуазные тенденции. Перед писателями Ойротии стоят задачи создания художественных произведений о совхозах, колхозах, о политотделах, о вче рашних батраках-пастухах, теперь осваива ющих в совхозах и МТС технику, работаю щих на Чуйском тракте. Писатели должны создать типичные образы активных участни ков социалистического строительства, пока зать, как выкорчевываются из сознания лю дей капиталистические и родовые пережит ки. Товарищ Сталин на XVII с ’езде говорил, что «пережитки капитализма в сознании лю дей гораздо более живучи в области нацио нальных «о/просов, чем в любой другой об ласти». Художественная литература должна спо собствовать искоренению этих пережитков и воспитьрвать массы в духе интернациона лизма. Товарищ Сталин говорил: «Уклон к национализму отражает попытки «своей», «национальной» буржуазии подо- ■ рвать советский строй и восстановить капи тализм. Источник у обоих уклонов, как види те, — общий. Это — отход от ленинского ин тернационализма. Если хотите держать под огнем оба уклона, надо бить, прежде всего, по этому источнику, по тем, которые о т х о дят от /интернационализма; — все равно — идет ли речь об уклоне к местному национа лизму, /или об уклоне к великорусскому на ционализму». Писатели должны крепко помнить это ука
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2