Сибирские огни, 1934, № 6

ры часто делают попытки об’ять необ ятное— изложить всю историю в одной пьесе. Как на самый яркий пример этого можно указать ,на хакасскую /пьесу «Годы з а года­ ми». Когда ёе ставили в Ойротии, то авто­ ры сообщили, что в ней обобщен хакасский и алтайский материал. Зритель видит, как в хакасский улус вдруг врывается известный на Алтае бандит Кайгародов. Это совер­ шенно невероятно. Это то же самое, если бы в сибирской пьесе был бы показан на­ лет Махно на сибирскую деревню. Первое действие этой пьесы — дореволюционное время, второе — гражданская война, третье — советская власть. Пьеса распадает­ ся на ряд эпизодов. IB 1929 году алтаец >Н. Чевалков написал пьесу «Окровавленный нож» — о классовой борьбе в урочище, о колхозном /строитель­ стве. В 1930 г. Кучияк в своей пьесе «Борьба» показал ожесточенную борьбу с баями, борьбу за /колхозы. Но эта пьеса была так­ же малосценична. Сам автор о ней сказал: — Разговоров много, действия мало. Пьесы «Работа белых» и «Петля» Кучияк старался /сделать динамичными, но это уда ­ лось ему только в /последней пьесе — «Пет- 1Я», написанной в прошлом году. Товарищи, видевшее постановку этой пьесы в Ойрот- 'Туре (пьеса еще не вышла из печати), отме­ чали творческий рост автора. В этой пьесе Кучияк показал борьбу за большевистские колхозы, выявление бая, действовавшего «тихой сатюй». Доверчивый ■председатель колхоза цопал в хитро постав­ ленную байскую петлю. Тематика последних алтайских пьес — борьба за большевистские колхозы, за за ­ житочную, культурную жизнь. XI Фронт литературы и искусства в Ойротии до последнего времени не пользовался доста­ точным внимание. Два года тому назад бы­ ло построено здание театра. Его открыли, как национальный театр. Но для организации алтайской труппы ничего не было сделано. Зда/ние передали Куспромсоюзу и в нем р а ­ ботала русская труппа на уставе кустарной артели. Ей была отпущена дотация — 40 тыс. рублей в год. В то ,же время на поста­ новки на алтайском языке средств не бы­ ло. Да и постановки эти бывают два-три р а ­ за в год, специально для с’ездов. Исполни­ теля _ ученики педтехникума. Алтайской труппы до сих пор нет. Создание алтайской труппы, особенно передвижной, совершенно необходимо. Областные газеты критикой литератур­ ных произведений не занимались. Творче­ ство таких поэтов, как Кучияк и Чегат- Строев обойдено молчанием. Также обхо ­ дятся молчанием постановки алтайских пьес. Ойротские писатели говорят: — Мы видим критику только после пе­ ревода наших произведений на русский язык. Так было до с’езда писателей. Так не должно быть в дальнейшем. XII. Под руководством коммунистической пар­ тии в Ойротии положено начало художест­ венной литературы, как литературы нацио­ нальной по форме и социалистической по содержанию, нанесен /крепкий удар по быв­ шим караюорумовцам /и бывшим попам, лю­ дям враждебных классов, протаскивавшем в художественных произведениях национали­ стические и мелкобуржуазные тенденции. Перед писателями Ойротии стоят задачи создания художественных произведений о совхозах, колхозах, о политотделах, о вче­ рашних батраках-пастухах, теперь осваива­ ющих в совхозах и МТС технику, работаю­ щих на Чуйском тракте. Писатели должны создать типичные образы активных участни­ ков социалистического строительства, пока­ зать, как выкорчевываются из сознания лю ­ дей капиталистические и родовые пережит­ ки. Товарищ Сталин на XVII с ’езде говорил, что «пережитки капитализма в сознании лю ­ дей гораздо более живучи в области нацио­ нальных «о/просов, чем в любой другой об­ ласти». Художественная литература должна спо­ собствовать искоренению этих пережитков и воспитьрвать массы в духе интернациона­ лизма. Товарищ Сталин говорил: «Уклон к национализму отражает попытки «своей», «национальной» буржуазии подо- ■ рвать советский строй и восстановить капи­ тализм. Источник у обоих уклонов, как види­ те, — общий. Это — отход от ленинского ин­ тернационализма. Если хотите держать под огнем оба уклона, надо бить, прежде всего, по этому источнику, по тем, которые о т х о ­ дят от /интернационализма; — все равно — идет ли речь об уклоне к местному национа­ лизму, /или об уклоне к великорусскому на ­ ционализму». Писатели должны крепко помнить это ука ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2