Сибирские огни, 1934, № 6

.очных сюжетов были созданы 'многие миро- ibie произведения искусства. Так, прекрас­ ней «Золотой осел» Апулея вырос на бога- •ом поле греческой мифологии. Такие ма­ те р а художественного слова, как Бокач- шо, Жуковский, Пушкин и многие другие, юльзовались народными сказками. В худэ- кественном развитии Пушкина сказки сыг- )али огромную роль. Он их ценил высоко. ->н в конце октября 1824 г. писал из села Лихайловского своему брату Льву: «... вечером слушаю сказки — и вознагра­ ждаю тем недостатки проклятого своего, юспитания. Что за прелесть эта сказки! каждая есть псэма!»1 Лев Толстой также пользовался народны­ ми сказками, Шевченко широко использовал ! своем творчестве украинский фольклор, Максим Горький очень чаете пользуется в азоем творчестве фольклором и высоко рас­ ценивает знамение народной сказки. Года 3-4 назад во многих районах нельзя 5ыло вслух говорить о сказке. Сказку счи­ тали вредной и всячески изгоняли. Искоре- штели сказки нанесли большой вред раз- зитию молодой советской литературы, осо­ бенно в таких областях, как Ойротия, з а ­ тормозили творческий рост молодых писа­ телей. В 1931 г. П. Я. Гордиенко в предисловии к своей хорошей книге очерков «Ойротия» писал: «В поэтических и красочных тонах пере­ даны алтайские сказки Всеволодом Ивано­ вым... Ему в тон отвечает легендами опрош- /юго сибирский писатель Вяткин. Но все это — сколок с тех же «языческих» тем, только еще более древнего происхождения, потерявших всякий интерес и значение для современной Ойротии». «Как стали не нужны в литературе совет­ ской страны легенды древней Руси об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Микуле Селя- ниновиче и Алеше Поповиче, — так мало кого интересуют легенды монголо-ойротско­ го героического эпоса...»2 Дальше он говорит, что издание сказок «ведет только к бесполезной трате бумаги, к ненужному засорению мозгов этим «утилы сырьем». Нечего говорить, насколько эти утвержде­ ния ошибочны. Между прочим, в тексте кни­ ги, сам т. Гордиенко пользуется алтайскими 1В. Вересаев. «Пушкин в жизни», т. 1, изд, .Academia” 1932 г. стр. 167. 2 П. Гордиенко, «Ойротия», Новосибирск, 1931 г. стр. 5. народными сказками, чтобы характеризовать развитие ойротского народа. Во многих районах сказка была загнана чуть ли не в подполье. Минувшей зимой нам в Онгудае пришлось раз ’яснять ком­ сомольцам значение собирания сказок и все- таки они ушли с некоторой долей недове­ рия к нам. Председатель передового колхо­ за Ойротии Адун Мандаев сказал: — По-моему, сказка вредна так же, как религия. Но когда один комсомолец попро­ сил у меня позволения записать сказку со слов моего отца — я разрешил... О талантливом ойротском писателе П. Ку~ чияке на Алтае говорят: — Ружье возьмет — охотник, топшур возьмет — певец... Когда-то т. Кучияк знал много сказок, сам их раопевал под мягкие звуки топшура. Но после того, как был об’явлен поход про ­ тив сказки, он многое перезабыл. Нам, бри-, гаде писателей, работавшей в Ойротии, при­ шлось долгое время убеждать Кучияка, что сказка нужна и весьма полезна для него, как писателя. Он согласился с нами только после того, как услышал выдержки из ста­ тьи Алексея Максимовича «О сказках». Те­ перь 'он от сказочников записывает те сказ­ ки, которые когда-то пел сам. После того, как он внимательно занялся этой работой, его творческий рост пошел быстрее. В своем предисловии к сказкам Шехереза- ды — «Тысяча и одна ночь» Алексей Мак­ симович отметил общенародное значение сказок: «В мире нет ничего, что не может быть поучительным — нет и сказок, которые бы не заключали в себе материал «дидактики», поучения. В сказках прежде всего поучи­ тельна «выдумка» — изумительная способ­ ность нашей мысли заглядывать далеко впе­ ред факта. О «коврах-самолетах» фантазия сказочников знала за десятки веков до изо­ бретения аэроплана, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газа и электро­ мотора». «Вероятно, сказки должны были способ ствовать развитию некоторых ремесел: гон­ чарного, кузнечного, ткацкого, оружейного и прочих». О влиянии сказки на искусство Горький говорит следующее: «Историки культуры, а также и искусства мало и неясно говорят о широте и силе культурного влияния сказок. Особенно зна­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2