Сибирские огни, 1934, № 5

П. Рассказ о „Сибирякове" М. Дьяков. Четыре тысячи миль на «Сиби- рякове». Рисунки Л. Канторовича. Изда­ тельство писагелей в Ленинграде. 1934 Книга М. Дьяконова и Л. Канторовича представляет собой прекрасно изданный ху­ дожественный альбом большого формата. «Читатель не должен искать в моем рассказе полного описания похода «Сибирякова», — пишет в пре шсловии автор текста М Дья­ конов. Мой рассказ о «Сибирякове» пос­ троен только на тридцати шести рисунках, в которых художник хстел отразить самые су­ щественные, самые значительные моменты плавания». Художник Л. Канторович, участник похо­ да «Сибирякова», выпустил уже книгу ри­ сунков о знаменитой экспедиции («Поход «Сибирякова», Ленизогиз, 1933) и юн-игу, по­ священную искусству Японии, которую он посетил также на «Сибирякове»! «Четыре тысячи миль на «Сибирякове»—не­ сомненно лучшая работа Л. Канторовича. Рисунки систематизированы и дают очень интересное, хотя иногда излишне романти­ ческое, представление об экспедиции и Ве­ ликом северном морском пути. Книга начинается главой «Тени минувше­ го». Первая попытка открыть «Севере-вос- точный проход», т.-е. северный морской пусть в Индию и Китай, предпринятая ан­ глийскими купцами под начальством адми­ рала Хьюга Виллоуба «во имя бога всеблагого и всемогущего», а на деле во имя конку­ ренции с испанцами и португальцами, вла­ девшими всеми южными путями на восток, как известно, окончилась гибелью большин­ ства участников экспедиции, во время вы­ нужденной зимовки у берега Кольского по­ луострова. К этому эпизоду относится один из лучших рисунков Л. Канторовича, напе­ чатанный со следующей надписью: «Зимсй 1554 года заморские корелы нашли на Мур­ манском мо,ре два корабля, «а люди на них мертвы». Два бородатых скелета, одетые в меха на туманном фоне снежного сугроба, оставля­ ют верное и сильное впечатление, напоминая о судьбе многих экспедиций прошлого. Ин­ тересно отметить, чтс рисунок Л. Канторо­ вича носит ясные следы влияния старых японских мастеров. Снежные меха напоми­ нают пушистых обезьянок японцев, отличаю­ щихся большим чувством материала. Остальные рисунки посвящены «Сибиряко- ву». Особенно удались художнику ледян- иые пейзажи Арктики, оживленные силуэ­ том ледокола, группой подрывников, шагаю­ щих по колено в воде через пресное озеро яа ледяном поле или, наконец, рыхлым стол­ бом ледяных осколков, езлетечших веером после взрыва амонала. раздвигающего ине­ ртные тяжелые торогы. Это не «вечные льды», когда-то на всю жизнь напугавшие художника А. Борисова, поверившего в их вечную непроходимость, это льды, которые побеждает «большевистская смелость и о р ­ ганизованность», вооруженная советской на. укой. Рисунки, посвященные научной работе экспедиции, немногочисленны, но проникну­ ты лирической теплстой (портреты Лактио нова и Визе). Большая же часть рисункои относится к «дням борьбы» коллектива «Си- бирякова» после потери ледоколом лопастей винта, а затем всего винта с частью греб­ ного вала. Эти дни прославили экспедиции» больше ее действительных успехов, пока­ зав исключительную боеспособность совет­ ского экипажа. Л. Канторович прекрасно передал героизм и поэзию авральных работ в пурге и мете­ ли начинающейся арктической зимы. Пти­ цы летят на юг. Ледокол потерял способ­ ность самостоятельного движения, но люди «е сдаются. Тяжелый ледокол окрылен па­ русами и победно выходит в Тихий океан. Романтика упругих парусов заканчивагт графическую поэму художника. Гораздо слабее портреты работы Л. Кан­ торовича. Решительно неудачен портрет О. Ю. Шмидта, напоминающего окорее ка­ кого то старца в .келье, чем вождя совет­ ских полярников. Текст М. Дьяконова хорошо согласован с рисунками. М. Дьяконов, известный популя­ ризатор Арктики, не был участником экспе­ диции на «Сибирякове». Однако его очерки стоят несравненно выше многих книг об Арктике, написанных писателями и журна­ листами, побывавшими в полярных плава­ ниях. Дело в том, что верное изображение арктических путешествий требует незау­ рядных знаний. Лучшие книги об Арктике написаны пока что исследователями, а не пи­ сателями. «Вовсе не надо быть писателем- профессионалом, чтобы хорошо и прав­ диво описать все пережитое за время экспе­ диции», — пишет в своем по“дисловии т. Дьяконов, напоминая советским у ченым об их большом долге перед страной. «Многие из нас хорошо знают классические описания иностранных путешествий, мы безошибочно можем пересчитать всех иностранцев, кто работал в «сердце Азии», «Во мраке ночи и во льдах», в дебрях Камчатки или на отро­ гах Тянь-Шаня, но не знаем ни одного под­ робного описания советского путешествия. Что мешает советскому исследователю, к ус­ лугам которого все наши издательства, вся мощь нашей полиграфической промышленно­ сти, описать, как следует, во всех подробно­ стях свои путешествия?». Правда, у нас есть уже ряд лревосходных книг проф Самойловича, В. Ю. Визе. С { 'б- ручева, книга «Как мы спасали челюскин- цев», написанная летчиками, героями Совет­ ского Союза, но все же нельзя не согласить­ ся с мыслью М. Дьяконова. Мы часто ста­ вим своих героев-мсследсвателей, вэзвра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2