Сибирские огни, 1934, № 5
П. Рассказ о „Сибирякове" М. Дьяков. Четыре тысячи миль на «Сиби- рякове». Рисунки Л. Канторовича. Изда тельство писагелей в Ленинграде. 1934 Книга М. Дьяконова и Л. Канторовича представляет собой прекрасно изданный ху дожественный альбом большого формата. «Читатель не должен искать в моем рассказе полного описания похода «Сибирякова», — пишет в пре шсловии автор текста М Дья конов. Мой рассказ о «Сибирякове» пос троен только на тридцати шести рисунках, в которых художник хстел отразить самые су щественные, самые значительные моменты плавания». Художник Л. Канторович, участник похо да «Сибирякова», выпустил уже книгу ри сунков о знаменитой экспедиции («Поход «Сибирякова», Ленизогиз, 1933) и юн-игу, по священную искусству Японии, которую он посетил также на «Сибирякове»! «Четыре тысячи миль на «Сибирякове»—не сомненно лучшая работа Л. Канторовича. Рисунки систематизированы и дают очень интересное, хотя иногда излишне романти ческое, представление об экспедиции и Ве ликом северном морском пути. Книга начинается главой «Тени минувше го». Первая попытка открыть «Севере-вос- точный проход», т.-е. северный морской пусть в Индию и Китай, предпринятая ан глийскими купцами под начальством адми рала Хьюга Виллоуба «во имя бога всеблагого и всемогущего», а на деле во имя конку ренции с испанцами и португальцами, вла девшими всеми южными путями на восток, как известно, окончилась гибелью большин ства участников экспедиции, во время вы нужденной зимовки у берега Кольского по луострова. К этому эпизоду относится один из лучших рисунков Л. Канторовича, напе чатанный со следующей надписью: «Зимсй 1554 года заморские корелы нашли на Мур манском мо,ре два корабля, «а люди на них мертвы». Два бородатых скелета, одетые в меха на туманном фоне снежного сугроба, оставля ют верное и сильное впечатление, напоминая о судьбе многих экспедиций прошлого. Ин тересно отметить, чтс рисунок Л. Канторо вича носит ясные следы влияния старых японских мастеров. Снежные меха напоми нают пушистых обезьянок японцев, отличаю щихся большим чувством материала. Остальные рисунки посвящены «Сибиряко- ву». Особенно удались художнику ледян- иые пейзажи Арктики, оживленные силуэ том ледокола, группой подрывников, шагаю щих по колено в воде через пресное озеро яа ледяном поле или, наконец, рыхлым стол бом ледяных осколков, езлетечших веером после взрыва амонала. раздвигающего ине ртные тяжелые торогы. Это не «вечные льды», когда-то на всю жизнь напугавшие художника А. Борисова, поверившего в их вечную непроходимость, это льды, которые побеждает «большевистская смелость и о р ганизованность», вооруженная советской на. укой. Рисунки, посвященные научной работе экспедиции, немногочисленны, но проникну ты лирической теплстой (портреты Лактио нова и Визе). Большая же часть рисункои относится к «дням борьбы» коллектива «Си- бирякова» после потери ледоколом лопастей винта, а затем всего винта с частью греб ного вала. Эти дни прославили экспедиции» больше ее действительных успехов, пока зав исключительную боеспособность совет ского экипажа. Л. Канторович прекрасно передал героизм и поэзию авральных работ в пурге и мете ли начинающейся арктической зимы. Пти цы летят на юг. Ледокол потерял способ ность самостоятельного движения, но люди «е сдаются. Тяжелый ледокол окрылен па русами и победно выходит в Тихий океан. Романтика упругих парусов заканчивагт графическую поэму художника. Гораздо слабее портреты работы Л. Кан торовича. Решительно неудачен портрет О. Ю. Шмидта, напоминающего окорее ка кого то старца в .келье, чем вождя совет ских полярников. Текст М. Дьяконова хорошо согласован с рисунками. М. Дьяконов, известный популя ризатор Арктики, не был участником экспе диции на «Сибирякове». Однако его очерки стоят несравненно выше многих книг об Арктике, написанных писателями и журна листами, побывавшими в полярных плава ниях. Дело в том, что верное изображение арктических путешествий требует незау рядных знаний. Лучшие книги об Арктике написаны пока что исследователями, а не пи сателями. «Вовсе не надо быть писателем- профессионалом, чтобы хорошо и прав диво описать все пережитое за время экспе диции», — пишет в своем по“дисловии т. Дьяконов, напоминая советским у ченым об их большом долге перед страной. «Многие из нас хорошо знают классические описания иностранных путешествий, мы безошибочно можем пересчитать всех иностранцев, кто работал в «сердце Азии», «Во мраке ночи и во льдах», в дебрях Камчатки или на отро гах Тянь-Шаня, но не знаем ни одного под робного описания советского путешествия. Что мешает советскому исследователю, к ус лугам которого все наши издательства, вся мощь нашей полиграфической промышленно сти, описать, как следует, во всех подробно стях свои путешествия?». Правда, у нас есть уже ряд лревосходных книг проф Самойловича, В. Ю. Визе. С { 'б- ручева, книга «Как мы спасали челюскин- цев», написанная летчиками, героями Совет ского Союза, но все же нельзя не согласить ся с мыслью М. Дьяконова. Мы часто ста вим своих героев-мсследсвателей, вэзвра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2