Сибирские огни, 1934, № 5

^степени мастерства, разного стиля. Именно такова книжка стихов Николая Титова. Стихи, отобранные Н. Титовым для сбор­ ника, качественно очень не ровны. Не чувст­ вуется серьезной, упорной работы над сти­ хом. Примеров спешки и небрежности мож­ но привести очень много. «Узорит нсчь высоты» (13). «Многим прелестью по/гета Удалось в выси расцвесть» (16). «Но лет невиданных горячий дых вдруг налетел клокочущим порывом» (27). «... знамя, добытое в отчаянней борьбе своими же упорными руками» (28). «... затопит лишь комнату тьма» (34). все эти .небрежности, 'более чем свобод­ ное отношение Титова к ударениям, иног­ да прямые нелады с грамматикой («края да­ леких облак меркнут»), надуманные, неук­ люжие, иех'удожествerniIые образы («В на­ пряженных зрачку — Кузнецкстрой по си­ бирским просторам кораблем металлургии проплывает, пыля»), пренебрежение к зако­ нам фонетики («это око...»), — все это яв­ ляется прямым следствием отсутствия рабо­ ты над стихом. Это приводит иногда еще и к тому, что Титов, очевидно не замечая, подражает, почти копирует то Луговсксго (сравни «В гостях у колхозника» Титова и «Милиционер- Нур'и» — Луговокото), то да­ же Жарова («Тревога» Титова и стих. Жа­ рова «Города наши и долины...»). Не так давно Ник. Тихонов со страстным возмущением писал о школе равнодушных в 'поэзии. Люди «пишут бесстрастные и холод­ ные спики «а темы .календарнык листков. 14 июля. 1789 г. Взятие Бастилии. И поэт лишет стихи «на взятие Бастилии». 15 июля. 1901 г. Умер Чехов. И пишутся стихи на смерть Чехова. Проклятым равнодушием пропитаны строки бесчисленных «календар­ но-юбилейных» стихов. К сожалению, многие стихи Ник. Титова написаны не в порыве горячего чувства ра­ дости, возмущения, горя. Нет, стихи рав­ нодушно сделаны. Это не оперативность Маяковского, который писал газетеые сти­ хи в высоком тембре мастерства и чувства. Целый ряд стихов в рецензируемой книге («Стихи о Владивостоке», «Самолет в дере­ вне», «Радио на приисках», «В просторах ти­ хих») утверждает бесспорное наличие сти­ хотворного дарования у Титова. Характер­ но, что лучшие стихи в книге — лирические. Чувствуется, что много хороших лириче­ ских стихов Титов оставил за пределами книги. Напрасно. Публицистические стихи плохо удаются Титову. Книжка Титова распадается (тематически) на четыре звена: Кузнецк, авиация и обсиро- яа, колхозы, Дальний Восток. Тематика ак­ туальнейшая. Но показ людей в борьбе под­ менен риторическим рассказом о борьбе (стих. «Москалевцы»). Не спасают дело ни отдельные удачные образы («белые папаки крыш», «молодые ветры под крылом»), ни отдельные хорошие строки («ветер нес облаков эшелоны «а да­ лекий тревожный вос+ок»), ни эффектные картины владивостокских кабаков: В этот час и глухой и пряный просыпаются рестораны. Поднимают свои смычки полутемные кабачки. И летит пс ночным верандам россыпь бешеная джаз-банда». Но бешеной россыпи джаз-банда противо­ стоят только неубедительные декларации о «нарастающем гуле труда». К тревожным выводам приводит книжка Титова. Ему надо много инастойчиво бороть­ ся за качество стиха, за его .стиль, за чет­ кость поэтического голоса Влад. Алексеев Казанские стихи Сабит Муканов. «Тулпар», стихи, изд. «Соз. литература», 1934 г., стр. 102, цена 1 р. 75 к. Сабит Муканов ■— казакский поэт рево­ люции. Ему 34 года. Дс революции он бат­ рачил у .кгратаадишжих баев, пас овец, юосил юено Неграмотность он ликвидировал в 1917 г. и сразу же начал писать стихи: первое его стихотворение помечено годом революции. После 1920 г. он учи т ельс тво ­ вал, работал инструктором губкома партии, был редактором. В 1927 г. на казакском языке вышла его первая книга стихов. К настоящему времени изданс 15 книг Сабита Муканова, в том числе два романа — один в стикаос, втопой — в прозе. Кроме этого написан капитальный труд (30 п. л.) по «Истории казанской литературы в эпоху буржуазного национализма». Сейчас, как сообщается в предисловии к книге, он р а ­ ботает над двумя большими романами и по­ эмой. Казахское издательство сдало в пе­ чать два первых тома «Полного собрания сочинений» Муканова. Этот длинный перечень обращает на себя внимание. Едва ли какой-либо другой моло­ дой поэт и .писатель может похвалиться та­ ким количеством книг, изданных за семь лет. То обстоятельство, что Нациздат выпус­ кает «Полное собрание сочинений» Мука- но.ва , дает 'основание подходить к его сти­ хам с повышенными требованиями, как к произведениям законченного мастеря. Но этим требованиям из всего сборника «Тул­ пар» удовлетворяют только 3-4 стихотворе­ ния. Лучшей во всем сборнике является «Пес­ ня степи» — «Тулпар». Это песня прекрасная о постройке Турксиба. Но это едва ли из единственное произведение в книге, в кото­ ром чувствуется казакский колорит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2