Сибирские огни, 1934, № 5
таловым, работавшим под руководством Ве- лытна, и новый знакомец обещает на деле показать все описанные в книжке приемы. Из читальни сини идут в постройкам, чтобы устроить перевод Потапова в бригаду Гуса- .ренка, а оттуда в барак, где передают вы зов бригаде мастера Птахина. Благодаря всему этому, действия Гусаренка как-то не внушают доверия. Автор скуп на описания — в особенности на описания производства — и не вводит в свои рассказы технических подробностей, кроме тех, которые нужны для развития ос. мовиой темы. В этом отношении он сильно отличается от многих писателей '(Леонова, ГлаДкова, Ильина). Достоинство это или не достаток, — не будем -сейчас обсуждать. Описательные возможности художественно го слота, во всяком случае, ограничены. За то автор довольно часто прибегает для ха рактеристики героев к справкам из прошло го. Сами по сабе такие справки — .прием естественный, если они действительно осве. щают характер героя и помогают понять его действия. В рассказах Кудрявцева не всегда так. С^ЁЛниика из детства Гусаренка рисует его о^Ва^шюбретателыньш мальчи ком. Его мать^ЖЯ^гг про него: «Ты, сынок, видом не возьмешь. Ты сметкой бери». «Мо жет быть с тех пор, — заключает автор, — .и укрепилась а нем беспокойная страсть — изменять и дополнять, а то и совсем >на свой лад комбинировать вещи». Но изобретатель ности он не обнаруживает. Он только, энер гично стремится (в чем и успевает) приме, нить к своей работе нужную мысль, которой, кстати сказать, и овладевает не самостоятель но. К этому толкает его сознание необхо димости усилить темп работы, сознание очень ценное и нужное, но это не то свой ство, ради которого предпринималась экс курсия в прошлое героя. Бригадир Кожнов пьет, водит компанию с пьяницей, шулером, подделывателем документов — Бирюлей; под влиянием неудачной любви и ревности к Гусаренку Кожнов окончательно опускает ся, делается сообщником Бирюли, доходит до преступления. Из его прошлого автор считает нужным сообщить о двух вещак. Во- первых, мальчиком Кожнов жил с дедом. Этот дед считал своим долгом к вечеру на питься, если ему этого не удавалось, застав лял внука сечь его. Он выдвигал скамейку на середину избы, спускал штаны, ложился квер ху задом .и приказывая мальчику хлопать его ремнем. Внук, по детской слабости, не мог полностью удовлетворять «запросы» де да; дед сердился, и мальчик прятался от его пнева в лопухах, густо росших около дедо ва огорода. Когда Кожнов подрос, эти ло пухи стали «местом» его многочисленных вольных «свадеб». «Сокровенное женщины открылось ему и оченЬ рано, и очень похо тливо»; он стал циником в своих отноше ниях к женщинам. Но если второе кое-что Об’ясняет в его поведении, то рассказ о странной (религиозной, должна быть) по требности деда в бичевании ни с чем не увя зывается, он — лишний в рассказе. Все эго очевидные композиционные неу вязки. Есть и еще /кое-какие .(например, спо соб надувания бухгалтерии, выдуманный Би рюлей; на первый взгляд он кажется очень ловким, во только на первый взгляд, а даль ше вызывает иоячаокие сомнения). Автор имел в руках интереоный и ценный матери ал, но при обработке его не обнаружил то го мастерства, которого этот материал заслу живал и которое ему доступно. А что оно ему доступно, показывает рассказ «Болты»* где таких неувязок нет. Только что указанные явления зависят, как кажется, от двух причин. Первая из них — это стремление втиснуть в произведение как можно больше материала.. Рамки произ ведения в таких случаях могут оказаться тесны, ©от хотя бы повесть «Трубоклады». В ней мы, во-первых, находим историю уже упомянутого выше состязания. Во-вторых, в нейидет речь о любви Глаши и Гусаренка. Эта вековечная тема взята здесь с очень инте ресной для современного читателя 'Стороны. Инициатором в таких отношениях мы привы кли видеть мужчину; изобразить женщину, делающей первые шаги, редко кому удава лось без некоторой натянутости, угловато сти. У Кудрявцева это получилось вполне естественно. Нарастает любовь —г а нужно- еще пройти рабфак, вуз. Отсюда новые за дачи в .строительстве, новые темпы и психо логические проблемы для писателей. В-тре тьих, в повести .выведен мастер Кожнов, — человек, стоящий на каком-то переломе. Автор находит своеобразную ;и меткую ф ор мулу для передачи 'его, так сказать, произ водственных настроений: «.молитва {строить с молитвой) ему казалась своеобразным фо кусом и чем-тс .напоминала ванькины скуч ные речи о темпе». В-четвертых, в повести говорится о целой системе вредительства, созданной .мастером Бирюлей: притон с вод кой и картами, подделка денежных докумен тов. Эпизодически введены газетчик Ворот ков, которому уделено довольно много ме ста, техник Знаменский. Все это создает в повести изрядную тесноту. Главная линия повести подчас скрывается за .побочными, забывается читателем: автор, желая угнать ся сразу за всем, эту главную линию толь ко намечает. Другая причина — просто то ропливость работы. Торопливость может во все не зависеть от того, что автор спешит закончить свою работу к какому-то сроцу. Она может быть следствием неумения, не желания задерживаться на проверке соответ ствия частей. Это обнаруживается иногда даже на деталях. Вот, например, из «Семена Алексеича»: «Окно пересекало клетушку стеклянным поясом. Около него столик из фанерной доски... Над постелями — веера фотографий, над столом — портреты вож дей». Окно опоясывает клетушку; оно, зна чит, занимает в ширину все наружные сте ны. Около окна — столик, а над столом, оче видно, окно, а уж над окном, на самом тем ном месте стены, портреты. Все эти подроб ности трудно сложить в цельную картину. Рассказы написаны простым и ясным язы. ком. Читается книжка легко. Автор 'Совер шенно не обнаруживает склонности к мест ным и жаргонным словечкам, которую не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2