Сибирские огни, 1934, № 5
неумело оскопленного «Капитана Фракаса» Готье и с бессильной злобой думает об опе раторах. Это можно расширить: сегодня чи татель с увлечением будет поглощать все художественные произведения, написанные, положим, о коллективизации; завтра он бу дет производить среди них отбор, и на этот раз большое влияние окажет та степень ма стерства, на которую сумел подняться пи сатель. Это влияние .может перевесить даже такие бесспорные достоинства, как верность изображения явлений и правильность их по. ишемия (до известной степени, .конечно). Мастерство писателя обнаруживается глав ным образом в построении произведения, в развитии действия, в том, что можно на звать .композицией, и е словесном оформле нии. Есть писатели, которые стремятся про сто передать то, что им кажется нужным, мало заботясь о том, как они это передают; другие, наоборот, стараются сделать из сво его произведения законченное создание ис кусства. Между этими двумя крайностями, .•конечно, целый ряд промежуточных степе ней. Кудрявцев стоит ближе к первым, чем ко вторым. Посмотрим, в самом деле. Возьмем последний рассказ сборника — «Семен Алексеич». Сначала идет характе ристика Семена Алексеича: прежде он был штукатуром, теперь агитатор. Дальше со общается, что Семен Алексеич не любит мастера Чирова — и не без причины. До ре волюции Чиров был артельщиком, «а теперь видный бригадир на многих стройках, ква лификация, опыт». Когда на митинге по по. воду прорыва заговорили о необходимости увеличить рабочее время. Чиров нашел это незаконным», «против революции». Сначала -де людей нужно одеть и накормить — обыч. ный припев всякого рода «чировых». Даль ше в бараке (прескверном, кстати сказать), в каморке Семена Алексеича идет разго вор о том, что на стройке штукатурят нела дно: вместо так называемой изоляции про сто мазнут алебастром. Семен Алексеич, подозревая в этом Чирова, ночью отпра вляется обследовать постройку; там он стал кивается с прорабом, который пришел с этой же целью. Работ; Чирова оказалась безуко ризненной, хотя Сгмен Алексеич и гово рил заранее, что он «вместо крепкой изоля ции, алебастр кладет, гонит рубль. Для того и родственников к себе в артель набрал» Виновными в этом оказались курсанты ци- товцы, о которых Сеifен Алеюсеич говорил «спокойно, с отеческой гордостью»; в чи сле их, видимо, были и два племянника Се мена Алексеича. Это не мешает ему счи тать виновным именно Чирова: во-первых, «Чиров мастерству своему мелкий собствен, ник»; во-вторых, он обещал присмотреть за цитовцами, но не сделал этого, допустил их делать не то, что надо, а затем даже и про раба (прораб обследует* штукатурку по со вету Чирова). Через некоторое время автор снова попадает на постройку. Семен Алексе ич об’являет ему, что Чиров «выявился». В газете напечатано: «группа штукатуров и плотников под руководством Чирова, пода ла администрации заявление, в котором го ворится, что, в случае невыплаты им зарпла ты, они в знак протеста прекратят работу». Чиров организовал забастовку—деяние, в советских условиях весьма примечательное Развязка рассказа дает читателю уверен ность, что Чиров — хитрый, унарный клас совый враг, хищник крупной породы. На глазах у всех он сумел организовать забас товку. Развязка что-то должна развязывать, иными словами, читатель чувствует потреб ность что-то узнать о предыдущей деятель ности Чирова, несомненно, очень обдуман ной и лавкой. Но в рассказе о ней .ничего (нет, кроме подозрения Семена Алексеича, что Чиров «мухлюет». Зато в рассказе мы находим другое: молодежная цитовскзя бригада напортила (Чиров подсидел, пред полагается). Цитовцы, по выражению про раба, «школьники, ошибиться могли». Но это сказано в укор Чирову. На деле же они, конечно, кое-что в своей работе понимают; неправильности работы заметил вовсе не штукатур, и уж, .конечно, ода ©мыслят боль ше его. Читатель хотел бы узнать, как они, гордящиеся тем, что работают, «ра-цио-.на-ли- стически, по науке», ухитрились столько на портить? Читателю интейЬшЯи важно знать, чем все это кончилось. Щр<лПедь такой ве щи, которая, если правильно взять ее, не послужит революции» — такую многообеща ющую мысль бросает Семен Алексеич. Это * было бы естественной развязкой рассказа. Но развязка у него другая: получается раз рыв, композиционная неувязка, вроде того, как если бы к толстовке пришить сюртуч ные фалды. Сегодня на это могут не обра тить внимания. Сейчас нам легко очень мно гое представить себе по легкому намеку, на основании собственных ’наблюдений, или вспоминая прочитанное в других книгах. Но при сравнительной оценке ряда художествен ных произведений такие вещи невольно вспоминаются. Недостаточная слаженность стдельных частей наблюдается и в повести «Трубо клады» — наиболее крупной вещи сборника. Отметим здесь отдельные моменты, не пере, давая ее так подробно, как только что ра зобранный рассказ. Неувязки в этой пове сти, кстати сказать, менее крупны, чем в «Семене Алексеиче». Молодой мастер Гусаренок недоволен .старыми приемами кладки, настаивает на новых способах; по его инициативе построй кой предлагает бригадам публично, в клубе, покайать, какой способ кладки лучше. Но о том, какие именно приемы следует выдви нуть против старой рутины, сам Гусаренок узнает уже после этого постановления, в тот промежуток времени, который отделял по становление от момента передачи вызова. Промежуток этот вряд ли был очень длите лен. В самом деле. «Однажды он познако мился с методом кладки ЦИТ’а... А гут встретил его техник» и указал на замечате льную книжку мастера Велыгина, из кото рой можно узнать о приемах получше цито- вских. Через час Гусаренок уже сидит в чи тальне за этой книжкой. Тут же он случай но знакомится с молодым каменщиком По-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2