Сибирские огни, 1934, № 5
ку, описываются рабочие: каменщики, куз нецы, штукатуры. Техническая интеллиген ция чуть мелькает в рассказах Кудрявцева. Недавно главный шжвмер ГУМП НКПТ А. С. То-чинаюий отметил, ,ка!к недостаток, что в гладковской «Энергии» совершенно не учтена роль техников. «.Вообще наша лите ратура, — писал он, — плохо освещает роль техников в советском государстве, а она мовс-е не так мала» («Литературная газета», 14 июля 1934 г.). Рассказы Кудрявцева тоже говорят о производстве и техники в них также отсутствуют. Даже в такие моменты, когда, казалась вы, неизбежно думать о .них, ни рабочие, ни автор о них и не вспо минают. В повести .«Трубоклады» готовится публичное .испытание двух разных спосо бов кладки кирпича. Нужен судья. Выдви гают .профработника (тоже из кирпични ков), даже га&етчика, который ровным сче том .ничего не понимает не только в произ водстве, ih'o -и в своем (газетном 1 деле, а об инженерах забыли. Однако, недостатком произведений Кудрявцева' этого -считать не приходится. Oj^jrpeiMwwiCH показать борьбу старого и пЯ^В^гнутри рабочего класса, изобразить, ;^^^^»а .стет и оформляется в этой борьбе ^ ^ ^ Н г е рабочего, как хозяина социалистичес^МРстра/ны, -социалистическо го производства. С одной стороны—и-огоня (за длинными рублями, нае.мвич-еакое отно шение к труду, лень, -небрежность, пьянка и карты, все, что досталось в наследство от буржуазных времен; с другой — хозяй ское социалистическое отношение к произ водству, стремление к новым, рациональным приемам работы, .сознание -ответственности перед рабочим классом. В каждом рассказе так или иначе сталкиваются эти два начала1, « побеждает всегда .второе. Автор не изоб ражает этих столкновений в виде схемати ческой борьбы молодежи со стариками, ка ких-то передовиков с инертной массой. На стоящим хозяином жизни показывается старый рабочий, который вначале «с несо крушимым недоверием относился к фабзау- ч>ам и «цитам», потому что сам прошел толь ко суровую КО'СТОЛОМН'УЮ школу в темной .клетушке от-ц-а» («Болты»); среди остальных может оказаться и молодой партиец (там же). В «Трубокладах» публично состязаются две бригады каменщиков: молодежь .пока зывает .новый -спо-соб кладки; -старый испы танный мастер демонстрирует свои -привыч ные приемы. Старик идет на состязание с уверенностью в победе, но, увидев, что мо лодежь работает лучцие, открыто-, без, ка кого-либо давления со стороны, не й-ожи- даясь решения жюри, заявляет: «Признаю мат». В рассказе «Болты» старый кузнец Павел Быков, упорно- державшийся в стороне от всяких новшеств, отмахивавшиеся от со циалистических методов работы, оказывает ся застрельщиком по борьбе с бракем: «Ког да-то мы -в тайге били белых, а теперь умом своим удумали железо крошить. Пошто, — спр-ошу, — к чему такой разбой в своем до ме учинять? Мы это или не мы? И кто судья нам? — изумленно и все повышая голос, гремел Павел», В результате его выступле ния в цехе организуется правильное соцсо ревнование. В этой -своей борьбе Быков идет рука об руку с комсомольцем Самова- ровым В «Трубокладах» председатель поотрой- кома Мартемьяныч не -поддается видимой убедительности обвинений, выдвинутых про тив молодого рабочего Гусаренка: он знает людей, -с'кОтар-ы-ми работает, зна-ет, чего мож но ждать от того или иного из них, верит в свой класс. Быков («Болты») выступает против брако делов после беседы с секретарем ячейки Гор- деем Кусмаревым, который по-товарищески -сумел об ’яснить Быкову хозяйскую роль ра бочего в социалистическом строительстве,, помог ему «начала и концы в жизни по стичь». Но в тех же «Болтах» партячейка не сумела п-равильно поставить социалисти ческое соревнование, превратив его на пер вых порах в .своего рода «драку» между пар тийцами и беспартийными; -однажды дело дошло и до настоящей драки. Когда, благо даря энтузиазму рабочих, деле наладилось, образовались сквозные бригады, молодой мастер-партиец Поч-кин -не примкнул к об щему движению, оказался в компании с чу жакам Кривсиоюовым. Рабочие понимают, что «в Почки,на заноза вошла», что заноза эта — Кривоносое. Почкин быстро отра вится. Характерно, -однако, что автор ввел этот факт. Рабочий класс носит в себе неистощимые силы. -В семье не без урода, конечно, но эти «уроды» — -или случайная наносная примесь или временно сбившиеся -с правильной доро ги люди. Вере автора в свой класс они по мешать не могут. И хотя — как уже сказа но — автор мало говорит -о .партийном руко водстве, читатель определенно чувствует, в чем сила партии; выражение «.класс -и его партия» наполняется конкретным содержа нием. И -в то же время события в отдельных уголках производства! -воспринимаются в связи с общим ходом -строительства. Таков общий тон книжки Кудрявцева. Это бодрая книга. Тема своевременна, и -подход к ней не шаблонный. Все это, как отмечено уже, дает -сборнику право на читательское внимание. Бывает, однако, так, что автора -в значи тельной мере -выручает материал. Наталки ваясь на интересное сцепление событий или на такие явления, которые в данный момент его занимают и волнуют, читатель на пер вых порах не обращает (или почти не обра щает) внимания, как рассказано обо -всем, этом. Довольно много художественных про изведений предлагается читателю в различ ных переделках и -сокращениях. -Если у -них «выигрышная» фабула — их читают, они да же нравятся. Как при-м-ар.- — несколько лет -назад «Огонек» издал -серию иностранных романов (-Золя, Бальзака, Фаррера, Мериме, Готье и др.). Знаменитые авторы были даны в полных переводах, менее известные — с сокращениями и -в переделках. Их, однако, читают довольно усердно. Но читатель, зна комый с подлинниками или с х-срошими пе реводами, с горьким сожалением смотрит на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2