Сибирские огни, 1934, № 5
не «грает важной, .ведущей роли в действии, событии, эпизоде — задача писателя вскрыть причины этой «неважнооти», художественно ее об’яонить. Из писателей, чье литератур ное наследие мы бережно храним и исполь зуем, именно таким отношением «о всякой детали характерен Л. Н. Толотой. Для пи сателя советского такой метод — обязате лен. Ис. Гольдберг, сделав город «фоном», проскользнув по «городским людям» доволь но поверхностно, тем самым нанес не малый ущерб всему роману в целом. Что это — не принципиальная установка автора, а результат неудачной методо логии построения романа, хорошо видно на примере показа в этом же романе другого его плана — коллективизирующейся дерев ни. Деревня в романе живет несравненно ярче и полновеснее, чем город. Там мы ви дим целый ряд ярких образов, выявляющих свое индивидуальное в общем деле, в общей борьбе. Превосходен бывший «вор» Васька, так неожиданно нашедший свое место в жизни и крепко за него бсрющийся. Образ Васьки — несомненно один из лучших об разов данного писателя. В изображении по добного рода героев писатели нередко впа дают в слащавую, неубедительную ходуль ность. Васька живей, человек, его перерож дение и рост от «Васьки-вора» до уважае мого трудящейся Деревней Василия Савви ча — не надуманы, не выведены «теорети чески», а с исчерпывающей убедительностью художественно мотивированы. Этот образ удался автору лучше, чем образ Власа, ко торый местами страдает излишней' «психо- лопичностью» и немножко смахивает на по терявшего точку опоры интеллигента. Для мотивировки того или иного сдвига в со з нании ,Власа автор иногда заставляет iero «задумываться» в конце главы, с тем, чтобы в следующей главе показать результат это го «задумьшания». Прием не весьма худо жественный. Для изображения Васьки автор сумел найти достаточно ярких красок и к бездейственному «задумыванию» не прибе гает. Хорош Филька — это совсем .новый, р а стущий на колхозных «дрожжах» человек. Четко, порой двумя-тремя удачными штри хами обрисован ряд других действующих лиц. Большой, часто непреодолимой для мно гих писателей задачей часто является изо бражение деревенских собраний. Ходуль ность, упрощенчестве, трафарет — доволь но частые пороки описаний таких собраний. Ис. Гольдберг деревню знает. Собрания, особенно бедняцкое, в романе являются его наиболее ценными местами. Хорошо даны образы классового врага — . \f О рассказах Н. Н. Кудрявцев. Тяга времени. Рассказы. Заа- ) сибОГИЗ. В книжке три рассказа: «Трубоклады», «Болты», «Семен Алексеич». Первое из этих произведений по об’ему скорее заслу живает названия повести (так и было наз- кулак Некилелсв, его жена, даже эпизоди ческий «рыжий». Есть, однако, отдельные слабые места в изображении деревни. Например, хорошо задуманный образ Марьи, жены Власа, ме стами испорчен теми же «задумьпваниями». Бледновата беспредельно-добродетельная Зинаидам. Есть отдельные недоработанные детали, при чем немаловажные. Вот, напри мер, история с бедняцким собранием в кол хозе Хорошо показано самое собрание, по дозрительность и тревога середняков по по воду этого собрания. Но как дальше раз решалась эта тревога, как дошла — и дошла ли — до сознания середняков необ ходимость этой меры в их же интересах — этот важный вопрос автором не разрешен. Очень мало показан процесс колхозного труда. Колективный труд — это то основ ное, что перевоспитывает, перерождает вче рашнего единоличника-собственника. Кол хозному труду необходимо уделять макси мальное внимание. Автор не плохо показал влияние коллективного ||а жену Вла са Марию, хорошо по удш;ой азарг Фильки. Но этого мало. Автор больше ограничивается^ИРР-иублицистиче. ской констатацией значения .коллективного труда, тогда как необходимо этот ТРУД ху дожественно показать. Но недостатки все же не меняют главно го, которое заключается в том, что показ колхозной деревни, классовой борьбы во круг коллективизации — удался автору х о рошо и при этом значительно лучше, чем показ города. Отсюда напрашивается вывод, что ценный в этом виде роман был бы во много раз ценннее, если бы автор отказал ся от искушения развернуть действие в двух планах, а ограничился бы рамками деревни, и в этих рамках Показал и перерождение Власа, и пролетарское влияние на деревню, которое, кстати, в деревенском плarte рома на очерчено'слабовато. Повидимому, вторая часть романа, еще не на1писанная, должна показать Власа в колхо зе, дальнейшие этапы классовой борьбы, рост новых колхозных людей. Мы надеемся, что автор избегнет излишнего психологизма и некоторых оттенков ’публицистичности, ко торые имеются в первой части. При сохра нении несомненных и крупных достоинст» первой части, при одновременном учете ав тором и недостатков в ^следующих изданиях, весь роман в целом будет весьма ценным вкладом в художественную литературу о социалистическом строительстве в деревне. И. Г. Кудрявцева вамо в «Сив. Огнях»), В сборнике оно стоит на первом месте, хронологически — на последнем. То и другое показывает, что это пока что вершина творчества автора, так, видимо, понимает и он сам. Во всех 'произведениях, вошедших в книж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2