Сибирские огни, 1934, № 5
Деревня для Власа делится « а две катего рии — людей хозяйственных, умеющих де лать дело, и бесхозяйственную голытьбу, олицетворяемую в его селе «балахонцами». Добившийся середняцкого положения ис ключительно овоим трудом, яе понимающий сущности богатства Некипелова и причин бедности и «воровства» Васьки, он не верит, •что «голытьба» «ожет что-то сделать. Он больше верит в хозяйственные способности кулака Некипелова, чем «вора» (Васьки. Не находя для себя место ни ic той, ни с другой стороны, Влас уходит от классовой борьбы в деревне, от колхозного строительства. Автор избрал для Власа нетр©обладавшую 'форму «ухода» — уход в город, иа произ водство. Чаще «уходили», не покидая дерев ни — оставаясь в стсхр-онке, выжидая, что и как получится. Об удачно.сти избранного ав тором разрешения внутреннего конфликта Власа скажем далее. Однако, самый «уход», я той или иной форме весьма характерен и он хорошо художественно мотивирован автором. Самолюбие «хозяина», упорство «земляного» — обрисованы убеди- гельно и юер^^^шнчпый середняк, Влас в то же время ,й|^^Ииагичея. Он — живой че ловек, с и«диЯЯРвль,ными, ему лично при сущими чертами характера. Это отсутствие трафаретности, плакагности, в обрисовке со. циального образа — большая заслуга' авто ра. Влас показан хорошо. iB городе Влас понемногу разбирается в классовой сущности всего происходящего, «раскусывает» кулака (Некипелова, улавлива ет извязь кулацкой политики с политикой тех, против кого он боролся в рядах парти зан. Решающим для него является непосред ственное воздействие на него, Власа, ироле. •тарской среды. В результате этого влияния он понимает сущность коллективизации и всего социалистического строительства. Все это хорошо, все это возможно и неоднократно бывало. Однако, основная масса середняче ства пришла к (коллективизации, яе уходя из (деревни, побеждала свои/ мелко-собст веннические инстинкты в сложном перепле те лнутридеревевских отношений. То, что показано в романе, .не плохо, но это все-та ки — один из частных случаев. Центр тяже, ста середняцкого поворота и коллективиза ции ие в этом плане. (Ис. Гольдберг х о рошо показал достаточно типичного серед няка, но путь для него избрал индивидуаль ный, не типичный. Можно думать, что автор хотел этим .пу тем показать силу пролетарского воздейст вия на крестьянство. Несомненно, произ водство, стро(ительство перевоспитали не ма ло крестьян — отходников. Но основной ме тод пролетарского руководства социалисти ческой реконструкцией сельского хозяйст ва — эта работа партии и иных пролетар ских организаций непосредственно в дерев не. Показать в художественных образах, как проходит этот основной процесс — гораздо важнее, чем показ индивидуального случая с Власом. Мимоходом заметим, что если признать типичным путь Власа, то можно оказаться на позиции меньшевистской тео рии обязательней «переварки» крестьянства в пролетарском котле. В результате этого, на наш взгляд непра вильно избранного автором, пути Власа к социализму, возникла двухплановость ро- гмана. -С одной стороны — деревня, где идет колхозное строительство, пылает классовая борьба, с другой — город, где в условиях социалистической стройки, под ее влиянием Перевоспитывается (Влас. Эта дву х плано вость романа об’ективно поставила перед автором грандиозную задачу — показать процессы классовой борьбы и в городе и в деревне, показать и там и здесь строителей социализма, и там к здесь — его врагов. Однако, самый роман с (полной очевидно стью показывает, что суб’ективно автор в отношении города такой задачи перед с о бой не ставил. Город в романе—только фон. обстановка для переживаний, для интеллек туального развития и перерождения Вла са — не больше. Город довольно сер и од нотонен. Мало запоминающихся обра зов, их можно легко перечесть — это -ста рик Савельич, кулак Феклин — вот, (Пожа луй, и вое. При этом и Феклин — такой же «ушедший» из деревни, как и Влас, только по иным побуждениям. Ряд других произведений Ис. Гольдберга достаточно ярко показывает, что он хоро шо умеет давать фбр< 1 $,ы пролетарского го рода («Главный Почему же в дан ном (Случае пришэмное мастерство автора не проявилось в должной степени? Потому чтс он и не ставил себе целью показ строящего социализм города, Как такового, а лишь привлек этот город в качестве некоего ак сессуара для выявления, опосредствования основного героя романа — Власа. Но дело в том, что такой литературный прием для нашей эпохи не годится. В великой миро вой эпохе социалистического строительства нет классических «героев» и подыгривающе- го им «хора». Фона у нас нет — есть дей ствующие массы и индивидуумы, ,из которых эти массы состоят. А это обязывает писа теля ко (мкогому. Обязывает -к тому, чет характерно, например, творчество Шолохо ва, у которого во всем его громадном по лотне о «Тихом Доне» нет ни одного не очерченного, «фонового» лица или группы. На ряду с развенчанием литературных «ге роев», которые существовали «сами по се бе», на манер шплинговской кошки, проле тарская революция ликвидировала буржуаз ные понятия о «серой массе» и дала широ кий простор выявлению роли каждой лич ности в разрешении общих задач социали стического строительства Буржуазному ин дивидуализму, единицы ставившему над мас сами, противопоставлены миллионы творче ских индивидуальностей, действующих кол лективно во имя достижения единой общей цели. Это коренное изменение, вносимое в человеческое общество социализмом, долж но отражаться и отражается в советской ли тературе. Для'советского писателя нет «неважных» людей, «неинтересных» характеров. Все важ но и интересно. .Если тог или иной человек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2