Сибирские огни, 1934, № 5
«межледниковой», а следовательно пред- ледниковой (Ильин, стр. 43). V. Почему же все-таки пустыни выросли за историческую эпоху? Социальные факторы. Мы познакомились в предыдущих (отде лах с основаниями, по которым следует от вергнуть теорию о все растущем высыхании бессточных территорий Евразии. Однако ведь существуют факты, которые как буд то подкрепляют эту теорию. Мы уже отме тили (раздел 2-й), что отступление человека перед пустыней в этих областях за истори ческую эпоху несомненно. Далее, прямо «на наших глазах» в течение нескольких деся тилетий произошло расширение площади летучих песков вокруг Каспия и даже на Дону. Катастрофические нашествия люд ских масс с востока на запад и из Аравии иа север, также как будто несомненный факт. Как же согласовать явления такого порядка с нашим оптимизмом? Быть мо жет, 'несмотря на всю видимую о с н о в аггель- ность наших доводов, они все же ложны по существу в то время, как именно «тео рия ухудшения климата», пусть плохо аргу ментированная, лучше всего согласуется с фактами и вытекает из них. Означенные сомнения вполне законны, но мнимый раз рыв между «теорией» и действительностью имеет место только из-за того, что мы до сих пор не ввели в анализ еще одного фактора, а именно — деятельности челове ка. Человек же или, точнее, человеческое •общество уже много тысяч лет все сильнее влияет на природу, сознательно или бес сознательно изменяя работу других факто ров. «Все планомерные действия всех живот ных», — пишет Энгельс1, — «не сумели наложить на природу, печать их воли. Это смог сделать только человек. Коротко го воря, животное только пользуется внеш ней природой и производит в ней измене ния просто в .силу 'своего присутствия; человек же своими изменениями заставля ет ее служить своим целям, господствует над ней. И это последнее — важное отли чие человека от остальных животных, и этим отличием человек опять таки обязан труду». Однако, такое господство в досоциали стическую эпоху было крайне не пслно и относительно. Поэтому Энгельс продолжа ет: «Не будем слишком обольщаться на шими победами над природой. З а каждую такую победу она нам мстит. Каждая из таких побед имеет, етравда, в первой линии те последствия, на которые мы рассчиты вали, но во второй и третьей линии сов сем другие, непредвиденные, последствия, которые слишком часто уничтожают зна чение первых». Чтобы не было сомнения в том, что этот тезис относится не только к докапиталистическим формациям, ао и к гордому собой капитализму, Энгельс под черкивает: «При теперешнем способе .произ 1Роль труда в процессе очеловечения обезьяны — в 5-м русском издании «Диалек тики природы», 1931 г., стр. 70-72. водства считаются по отношению к приро де, как к обществу, — главным образом лишь с первым осязательным успехом. Ни чего удивительного поэтому нет в том,, что отдельные последствия направленных в эту сторону поступков оказываются совер шенно иного, по большей части даже про тивоположного характера». В качестве ил люстраций своего положения Энгельс при водит примеры, полностью относящиеся к вопросу о причинах роста засушливости в ряде стран: «Людям, которые в Месопота мии, в Греции, в Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы добыть таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему опустошению этих стран, лишив их вместе с лесами центров собирания и хранения влаги. Когда альпийские итальянцы выруби ли на южном склоне irop хвойные леса, так заботливо охраняемые на северном, они не предвидели, что' этим подрезывают корни скотоводства в их области. Еще меньше предвидели они, что этим лишают свои гор ные источники воды на большую часть года, с тем еще эффектом, что тем более бешеные потоки они будут изливать в долину в пе риод дождей». Энгельс дает нам 1 ключ к пониманию действительной связи челове ческой истории\ с почвенно-климатической. Подойдем с этим ключом к одному из по ложений, выставленных сторонниками тео рии ухудшения: бесконечные междоусобия во Внутренней Азии, о которых рассказы вает история, были будто бы вызваны сок ращением площади земель, пригодной для земледелия и скотоводства, и усилившейся борьбой племен из-за уменьшившейся терри тории оазисов. Уж здесь напрашивается предположение, что, быть может, дело про исходило как раз наоборот и что .междоусо бия здесь были не следствием, а причиной,, во всяком случае, не только следствием. Действительно, сравнивая хотя бы историю российоко^украинсмого 'удельного периода с 'описанием оредне 1 вековых монголс-турец- ких распрей у Миризы Мухамед Хайдара, мы не находим между ними принципиаль ных отличий. И у нас, и у монголо-турок происходили бесчисленные походы одних князей, ханов, э.миров на владения других,, при чем врага «зорили» без пощады. Такую же в общих чертах картину мы застаем в феодальном периоде и в Западной Европе, и в Японии, и в Судане, и т. д. Между тем, природная среда и ее. тенденции .развития в приведенных случаях весьма разнообраз ны!. Очевидно, подчеркиваемыйоообый рас цвет «междоусобий» во Внутренней ;Азии был вызван не «природными факторами», а определенным социальным строем, который везде приводил к .одинаковым социальным результатам. Зато, при сходстве .социальных явлений в сравниваемых районах различия природной среды имели важное значение при восста новлении разрушенного хозяйства, в пер вую голову сельского. В европейских усло виях земля, (вполне годная для обработки,* была в гораздо большей степени «даром, природы», чем «продуктом труда». Конеч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2