Сибирские огни, 1934, № 5
Как и для наших Средней Азии, Казахста на и Западной Сибири, вопрос о климати ческих тенденциях имеет для Турции глу бокое практическое значение. Если бы пес симисты оказались правы, если бы климат становился все засушливее даже с известной постепенностью, то было бы рискованно вкладывать значительные 'средства в мест ное земледелие, особенно же в искусстве- нсе орошение. 'Однако, факты -говорят в пользу оптимистов: климат Внутренней Анатолии действительно сух, но таким же он был за всю историческую эпоху. Чрез вычайно любопытны рассуждения М. Рам зея1, делающего у т р на определенную зависимость древних местных религиозных представлений от природной среды. Р е з кие контрасты между долгой суровой зи мою и коротким жарким летом, плодород ная почва, урожайность которой зависит от дождей, могущих и не выпасть — все это убеждало жителей (при низком уровне тог дашней техники и в тогдашней социальной обстановке — А. С.) в беспомощности чело века и в его зависимости от сил природы. Это настроение можно проследить в леген дах и религии плато. Легенды всегда пе чальны.,., все они кончаются смертью ге роев в молодости... Напомним читателям мифы про раннюю смерть в расцвете сил «божьих сынов» Атиса и Сабазия, тождест венные с мифами сиро-месопотамцев про Адониса и египтян про Озириса. Тождест венность мифов целимом базируется на кли матическом сходстве. И в Месопотамии, и в Египте, и во Внутренней Анатолии ко роткая весна с ее зеленью я равнокрасочным ковром цветов быстро переходит в знойное лето, сжигающее всю весеннюю раститель ность. На языке древних религий*это гиб нут Адонис, Озирис, Атис. Когда же возникли фригийская и другие древние анатолийские религии? Разумеется, за много веков до начала нашей эры. -И все же в ней отражаются те же самые природ ные условия, что и теперь. Кроме того, по моему мнению, на неблагоприятные усло вия для сельского хозяйства таких отда ленных времен указывает ярко-шаманский характер праздничных обрядов, которы ми фригийцы и их соседи хотели добить ся урожаев, добиться плодородия матери- земли Кибелы. От этих косвенных указаний перейдем к указаниям литературным и археологиче ским. Всего больше дает нам Страбон2. Вот ■как он описывает Центральную Анатолию в начале нашей эры: «Место около озера Татта (Тузлу-Гел или Соленое Озеро) и возвышенности Ликаонии имеют холодный климат, бедны растительностью и годятся 1М. Рэмзей. («(Историческая геопрафия Малой Азии». Лондон. 1890 {англ.), стр. 23-24* 2«География», кн. XII, особенно гл. V и Vil, I; XII 14 и пр. — перевод мой. 8Могу по личному наблюдению сказать, что «колодцы в Копии действительно чрез вычайно глубоки. разве только как пастбища для диких ос лов. Воды тут нехватает, а где она есть, молодцы глубже, чем где бы то ни было5, как, например, в Соатрах (в этом городе воду даже продают!)... Впрочем, этот край, хсгя и бедный водою, удивительно богат грубошерстными овцами, дающими крупный доход. Так, Аминтас имел там свыше 300 отар. Есть там и другие болотистые озе ра1—побольше Коралис, по,меньше Трогитис Здесь же расположен город Иконион (Ко- яия), хорошо населенный йземлями получ ше, чем те, которые я назвал пастбищем для диких ослов». «Что касается болотного озера Татта, то соль в нем садится сама. Она очень быстро откладывается на любую вещь, туда опускаемую. Так, например, ту да опускают веревочное кольцо, а выни мают венок из соли»... Буквально то же рассказывает об этом озере полковник Вронченко, бывший там в 1834-1835 г.г.4 Впечатление от описания Страбоном Внут ренней Анатолии, как пустыни, объясняется тем, что он сам был уроженцем цветущих берегов полуострова и, поэтому, склонен по контрасту сильнее чувствовать засушливость его центра. Засушливость Внутренней Ана толии и редкая плоскость рельефа во мно гих частях Кенийского вилайета в соедине нии с наличностью солончаков и соленых озер произвели свое действие и на алексан дрийского географа Эратосфена (III век до нашей эры), решившего, как это сделал поз же Хэнтингтон с иранскими дештами, что здесь относительно недавно было мере. Не углубляясь в дальнейшие детали, мож. но сказать, что через 2000-2200 лет после Страбона и Эратосфена климат Внутрен ний Анатолии вряд ли изменился к худшему При этом, как сейчас, так и тогда, приходи лось тут прибегать к искусственному ороше нию я подведению воды с гор на далекие расстояния. Рэмзей5 давно описал остатки длинного водопровода около развалин Ти- аны. Он же цитирует византийского писа теля Никиту Хониата, говорящего об оро сительной сети вокруг Конни. У нас нет таких литературных памятни ков относительно глубокой древности Ки тайского Туркестана, но Хэнтингтон отме чает, что китайский Лоу-Лан стоял в такой местности, которую затем покинули веды Тарима, потекшие в другом направлении. Таким образом, и здесь нельзя говорить о росте засушливости климата6. Совершенно другую серию доказательств изменения климата мы получаем для сте пей европейской части Союза и для Зап. Сибири от геологов, ’ботаников и почвове дов. Речь идет преимущественно о выводах из смены почв и растительности, установ ленной главным образом для пространств, соседних с бессточными территориями СССР, а яе для этих последних непосредственно. 4«Обозрение Малой Азии» в нынешнем ее состоянии» — составил русский путешест венник М. В. <Спб. 1840. 5Цит. раб. стр. 88 и 332. 0 Э. Хэнтингтон, Пульс Азии». Карта на стр. 285.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2