Сибирские огни, 1934, № 5

лично. С мысл дела—воспитание областной культурной интеллигенции. Очень хорошо помню ваши верные и меткие слова о «парижской культуре» — они ко многому обязывают вас»...* В докладе на с’езде советских писателей т. Горький подчеркнул, что «критика, чтс очень важно, не интересуется ростом ли­ тературы областной». Не так давно т. Горький писал в привет­ ствии по поводу 30-летия литературной де­ ятельности Исаака Гольдберга: «Мне кажется, что я довольно четко и жи­ во могу представить, что значит и сколько сил требует 30-летняя работа в области ли­ тературы за пределами внимания литерато­ ров и,критиков «центра».Известно, >чт.о кри-, тики и литераторы отличаются постыдным и непонятным безразличием по отношению к литературе областей и союзных республик»... Справедептбость требует сказать, что «по­ стыдное безразличие», о котором говорил т. Горький, относится не только к крити­ кам. На выставке «16 лет советской литера­ туры», открытой в дни с ’езда советских пи­ сателей, не было ни одной книги, изданной з краях и областях. В статье «235 незнакомцев», напечатан­ ной в литературной газете2 под влиянием зысказываний т. Горького, Вл. Никонов пи­ шет: «Можно сказать, что внимание наших кри­ тиков обратно пропорционально квадрату расстояния, т.-е. убывает в геометрической прогрессии по мере удаленности писателя от Москвы. Чем иным об’яснить, что у нас совершенно проглядели хороший роман Ошарова «Большой аргиш», напечатанный в «Сибирских Огнях» (Новосибирск)? В прош­ лом году «Под’ем» (ЦЧО) печатал интерес- ■гую повесть Леонида Завадовсксго «Великая драга», — выйди она в Москве, о ней бы говорили и писали статьи, а сейчас нет не только рецензии, но и нет единого упоми­ нания. Ее совсем не заметили, хотя и по материалу (борьба за советскую золотопро­ мышленность на Алдане), и по мастерству произведение заслуживает серьезного вни­ мания, да и автор не начинающий писа­ тель. j ! | Уже это показывает, как несостоятельно высокомерное игнорирование провинции, еще свойственное ряду наших литератур­ ных работников. 1 «Сиб. Огни», № 1, 1933 г. * Москва, 4 октября 1934 г. Жаль, что у нас почти не заглядывают в краевые журналы, — и писатель, и литера­ туровед, и широкий читатель найдут в «их много интересного и необходимого для се- бя... А попробуйте достать их комплекты или отдельные номера в Москве (даже заслужен­ ные «Сибирскими огнями»). Не только М ос­ ква, но и края совершенно не видят и не знают соседей: до литературного Сталин­ града «е доходят ни «Волжская новь», ни «;Натиок», точно так же, как в Самаре и- Горьком не найти «Нижнее Поволжье». В какой другой области нашего строительства еще возможна подобная ограниченность?». С этой «провинциальной ограниченно­ стью» нашей литературы мы должны бороть­ ся непримиримо. Капитализм уродовал стре­ мление к прекрасному, социализм должен;, обеспечить развитие дарований повсюду. Мы должны создавать свою литературу так же, как новые заводы, овладевая высотами, техники. Плохи, отмечены особой отврати­ тельной печатью «провинциальности», кни­ ги, выходящие вне Москвы и Ленинграда;, но разве так трудно добиться высокого ка­ чества .нашей полиграфической промышлен­ ности? Некоторые издательства, например. Восточно-Сибирское, уже доказали, чтс в 'Иркутское можно .издавать книги не хуже, чем в Москве. Плохи многие наши писатели: но разве допустимо издавать плохие книги с расчетом на «скидку» — с нас, мол, боль­ шего и требовать нельзя? Что нам сказали бы, если бы Кузнецкий металлургический, завод стал выпускать рельсы с такой «скид­ кой»? В заключительном слове на с ’езде писате­ лей т. Горький .говорил: «Нам необходимо обратить внимание на,, литературу областей, особенно Восточной и Западной Сибири, вовлечь ее в круг нашего- внимания, печатать в журналах центра, учи­ тывать ее значение, как организатора куль­ туры». Тематика наших окраин звучит в совет­ ской литературе особенно ярко (Шолохов. Фадеев, Вс. Иванов и др.). Там где острее классовая борьба, резче противоречия, гран­ диознее препятствия, упорнее большевист­ ские темпы социалистического строитель­ ства, там яснее, сюжетнее, возникает лицо- Октябрьской революции. «Классическая литература, — писал пер­ вый краевой с ’езд писателей Западной Си­ бири в приветствии т. Сталину,—запечатле­ ла Сибирь-каторгу, Сибирь —? «предел скор­ би». Путешественник Геденштром писал, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2