Сибирские огни, 1934, № 5
не» находились строительные рабочие-сезон ники, нанятые с целью постройки зданий на острове Врангеля, который не был достиг нут экспедицией. Сезонники являлись наибо лее отсталой частью коллектива «Лагеря Шмидта» и, естественно, вызывали опасения его руководства. Тогда помощник начальви- .ка экспедиции тов. Баевский начал читать строителям Пушкина. — Чтение Пушкина, — говорил т. Шмидт, ■стихи которого строители слушали в долгие полярные ночи с огромным вниманием, сыг рало большую воспитательную роль. Конеч но, Пушкин не «мел (непосредственного от ношения к строительству социализма, но громадное художественное мастерстзс его по эзии волновало слушателей, расширяло их кругозор, они начинали более резко ощу щать связь коллектива челюскинцев с жиз нью всей советской страны, начинали более четко осознавать, что свою личную малень кую судьбу нельзя рассматривать в отрыве от общей судьбы, от интересов коллектива и страны в целом». В этом маленьком рассказе большая мысль. Проф. Шмидт ярко показал силу ху дожественного слова и силу качества искус ства. План второй (Пятилетки намечает почти удвоить библиотечную сеть в Советском С о юзе. В нашем крае, где возникло и возника ет много новых населенных пунктов, про цент роста должен быть еще выше. (Необхо димо реорганизовать краевую научную би блиотеку, получающую обязательный экзем пляр, в краевую публичную библиотеку и •немедленно 'предоставить ей вполне подхо дящее помещение, так как ни одно из суще ствующих культурно-просветительных учре ждений не может сравниваться по значению с такой библиотекой. Необходимо поставить ■вопрос о создании такой же крупной библи отеки, получающей обязательный экземпляр, по крайней мере, и в Сталинске. 4. «Сибирской литературы» в том смысле, в каком можно было употреблять этот термин в колониальном прошлом, нет. Существует единая советская литература, строителями ко торой в известной мере являются и так на зываемые «(сибирские писатели». Нет «сибир ской литературы», но есть советская литера тура в Сибири, в Западной Сибири, Восточ ной Сибири и ряд национальных литератур. Возникновение Восточно-Сибирского края привело к возникновению в Иркутске ново го литературного центра и нового литера турно-художестванного журнала «Будущая; Сибирь», об’единившего литературные силы на востоке (И. Гольдберг, П. Петров,. И. Молчанов и др.). До сих пор «Сибирские Огни» и «Будущая- Сибирь» являлись для советских писателей своего рода трамплином для выхода в центру не все чаще раздаются голоса против «па рижского характера» (выражение А. В. Лу начарского) нашей культуры, который со вершенно несвойственен Советскому Союзу. В статье о Сибири, напечатанной в «Прав де» десять лет тому ,на<зад, (А. В. Луначар ский противопоставлял «парижскому харак теру» культуры американский, отличающий ся наличием не одного, а многих крупных, культурных центров, распространяющих свое влияние на всю страну. Сейчас, когда мы на деле создаем новые промышленные центры, приближая произво дительные силы к (сырьевым ресурсам стра ны, замечание т. Луначарского приобрета ет, несомненно, более, актуальнее значение. Это, не значит, конечно, что в современных условиях писатели должны быть расселены по нашей необ’ятной стране. Вопрос ставит ся именно в плане строительства новых цен тров культуры. Среда, взаимозаражение творческими влияниями, культурное наслед ство играют здесь решающую роль. В З а падной Сибири, например, неблагоприятным: условием является то, что университет, луч шие вузы, музеи, библиотеки, художествен ная школа находятся в Томске и Омске, зг большинство писателей и художников жи вут в Новосибирске. Я полагаю, что уни верситет в центре края нужен нам уже пс тем мотивам, какие побудили советское (пра вительство перевести в Москву Академию Нгук. Вероятно, строительство новых центров советской культуры будет итти а первую* очередь в наиболее крупных центрах отда ленных и своеобразных советских областей, в частности, в РСФСР: на Кавказе, Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Именно в цен трах этих областей Академия Наук СССР создает свои отделения. Величайший писатель современности — Максим Горький всегда обращал внимание на развитие культуры в областных центрах Советского Союза. «Если вам удастся организовать бригаду энергичных огнелюбов, — писал он мне в редакцию «Сибирских Огней», — да вместе с ними привлечь работать побольше моло дежи и пригреть ее внимательным, друже ским к ней отношением, дело пойдет от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2