Сибирские огни, 1934, № 4
ине хотелось бы быть в состоянии при ехать и пожать им руки! Но мне приход дится вести борьбу против болезни, вос прещающей мне длинные путешествия. Если мне удастся победить ее, поверьте, что первое, что я предприму, — это поезд ку в СССР. — Самые сердечные мои сим патии и надежды там, — с вами. Отвечаю так кратко, как только могу. «Какие основные советы дать начинаю щим писателям, главным образом, из рабо чей и крестьянской среды?» а) Первый совет — никогда ничего на писать, не чувствуя себя к этому настой чиво вынужденным, либо социальным дол гом и долгом совести, либо внутренней не обходимостью. Не только бесполезно, но даже вредно увеличивать уже чрезмерное количество писателей по причинам каприза или тщеславия. Все, что человек пишет, должно быть, или казаться необходи мым. б) Когда пишешь, — быть искренним, за ставлять себя быть искренним. Писать только, чтобы говорить правду того, что думаешь, видишь , того, вс что веришь. в) Работать над тем, чтобы говорить эту правду возможно точнее, в самой четкой, самой непосредственной, самой ясной и са мой краткой форме. — В этом весь секрет стиля. — Достигнув этого, — человек пи шет хорошо. Но это трудно: ибо чаще все го надо биться, чтобы высвободить мысль из ее оболочки, из ее чернозема, из всего темного, путанного и ненужного, обвола кивающего ее. г) Подобную работу каждый должен сделать сам, один, лично, — ибо каждому приходится бороться против недостатков свойственных его природе; и эти недостат ки надо их хорошо знать, каждый должен быть строгим судьей над самим собой. — Но подобная работа, имеющая целью за воевание крепости и ясности выражения, будет сильно облегчена чтением несколь ких великих и прекрасных книг родной «классической» литературы. — Нужно изу чить их общую композицию, структуру глав, и в этих главах — структуру фразы, логику мысли и ценность слов. Псе предшествующее является предва рительной работой, работой технической, необходимой, чтобы выковать инструмент н чтобы научиться владеть им. После этого, — начинается настоящая творческая работа, — Человек стоит перед различными художественными течениями: реализмом, натурализмом, романтизмом и т. д. Первое, что нужно, это избрать то те чение, которое лучше всего выражает твою природу. Ибо, — если можно и долж но разрабатывать и совершенствовать свою природу, — то нельзя добиться ничего хо рошего в искусстве, идя против своей при роды. Но, что касается меня, я беру, как об щее правило, этот завет великого Гете, об нимавшего все силы духа: „DicKtung un W a h r h e i t “ (Поэзия и Истина) — лиризм и наука (знанье): «Дух реального — есть истинный идеал». Постараемся вникнуть в «дух реально го», не только в кору его! Проникнем вглубь! Нужно достигнуть могучих и под земных сил реального, и заставить их за бить (фонтанами) наружу. Вы — работни ки и свидетели гигантской перестройки ми ра, — не довольствуйтесь описанием по верхностей и смутной , возни на стройке! — Бурите души, коллективную душу, как ко лодец! Пусть широкие воды скрытых энергий, питающих весь СССР, выбьются из почвы и разольются! Недосчаток боль шинства нынешних советских литературных произведений в том, что они ограничива ются внешним описанием фактов строи тельства. Нужно вызывать, возбуждать, нужно излучать горячий дух восторга, жерственности, Энтузиазма и крепкой ве ры, который предводительствует этим строительством и подымает бригады. К реализму наблюдения должен присоеди няться естественный лиризм сердца его со гревающего. Это — трудно осуществляемое равновесие. Здесь, опять-таки, пример ве ликих мастеров сможет просветить начи нающих (писателей). Не знаю, сможете ли легко найти в Но восибирске товарища, который переведет вам мое французское письмо? Надеюсь, что вам удастся выискать ^довека, кото рый прочтет вам его. Сердечно жму вашу руку, дорогой то варищ, и прошу вас передать моим незна комым новосибирским друзья.? мой брат* ский привет. Ромэн Ролдан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2