Сибирские огни, 1934, № 4

ине хотелось бы быть в состоянии при­ ехать и пожать им руки! Но мне приход дится вести борьбу против болезни, вос­ прещающей мне длинные путешествия. Если мне удастся победить ее, поверьте, что первое, что я предприму, — это поезд­ ку в СССР. — Самые сердечные мои сим­ патии и надежды там, — с вами. Отвечаю так кратко, как только могу. «Какие основные советы дать начинаю­ щим писателям, главным образом, из рабо­ чей и крестьянской среды?» а) Первый совет — никогда ничего на писать, не чувствуя себя к этому настой­ чиво вынужденным, либо социальным дол­ гом и долгом совести, либо внутренней не­ обходимостью. Не только бесполезно, но даже вредно увеличивать уже чрезмерное количество писателей по причинам каприза или тщеславия. Все, что человек пишет, должно быть, или казаться необходи­ мым. б) Когда пишешь, — быть искренним, за­ ставлять себя быть искренним. Писать только, чтобы говорить правду того, что думаешь, видишь , того, вс что веришь. в) Работать над тем, чтобы говорить эту правду возможно точнее, в самой четкой, самой непосредственной, самой ясной и са­ мой краткой форме. — В этом весь секрет стиля. — Достигнув этого, — человек пи­ шет хорошо. Но это трудно: ибо чаще все­ го надо биться, чтобы высвободить мысль из ее оболочки, из ее чернозема, из всего темного, путанного и ненужного, обвола­ кивающего ее. г) Подобную работу каждый должен сделать сам, один, лично, — ибо каждому приходится бороться против недостатков свойственных его природе; и эти недостат­ ки надо их хорошо знать, каждый должен быть строгим судьей над самим собой. — Но подобная работа, имеющая целью за­ воевание крепости и ясности выражения, будет сильно облегчена чтением несколь­ ких великих и прекрасных книг родной «классической» литературы. — Нужно изу­ чить их общую композицию, структуру глав, и в этих главах — структуру фразы, логику мысли и ценность слов. Псе предшествующее является предва­ рительной работой, работой технической, необходимой, чтобы выковать инструмент н чтобы научиться владеть им. После этого, — начинается настоящая творческая работа, — Человек стоит перед различными художественными течениями: реализмом, натурализмом, романтизмом и т. д. Первое, что нужно, это избрать то те­ чение, которое лучше всего выражает твою природу. Ибо, — если можно и долж­ но разрабатывать и совершенствовать свою природу, — то нельзя добиться ничего хо­ рошего в искусстве, идя против своей при­ роды. Но, что касается меня, я беру, как об­ щее правило, этот завет великого Гете, об­ нимавшего все силы духа: „DicKtung un W a h r h e i t “ (Поэзия и Истина) — лиризм и наука (знанье): «Дух реального — есть истинный идеал». Постараемся вникнуть в «дух реально­ го», не только в кору его! Проникнем вглубь! Нужно достигнуть могучих и под­ земных сил реального, и заставить их за­ бить (фонтанами) наружу. Вы — работни­ ки и свидетели гигантской перестройки ми­ ра, — не довольствуйтесь описанием по­ верхностей и смутной , возни на стройке! — Бурите души, коллективную душу, как ко­ лодец! Пусть широкие воды скрытых энергий, питающих весь СССР, выбьются из почвы и разольются! Недосчаток боль­ шинства нынешних советских литературных произведений в том, что они ограничива­ ются внешним описанием фактов строи­ тельства. Нужно вызывать, возбуждать, нужно излучать горячий дух восторга, жерственности, Энтузиазма и крепкой ве­ ры, который предводительствует этим строительством и подымает бригады. К реализму наблюдения должен присоеди­ няться естественный лиризм сердца его со­ гревающего. Это — трудно осуществляемое равновесие. Здесь, опять-таки, пример ве­ ликих мастеров сможет просветить начи­ нающих (писателей). Не знаю, сможете ли легко найти в Но­ восибирске товарища, который переведет вам мое французское письмо? Надеюсь, что вам удастся выискать ^довека, кото­ рый прочтет вам его. Сердечно жму вашу руку, дорогой то­ варищ, и прошу вас передать моим незна­ комым новосибирским друзья.? мой брат* ский привет. Ромэн Ролдан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2