Сибирские огни, 1934, № 4

тайги, то, «Великое кочевье» с этого начи­ нается. В этом и сходство и глубокое раз­ личие, отражающее различие самого време­ ни. Если Сауда и мудрого Бали в тайгу го­ нит отчаяние, безвыходность, то здесь мы имеем другое. Борлай говорит стоим колеб­ лющимся сородичам: — «Нам один путь — в дальнюю долину. Здесь баи задушат нас, как слепых щенят. А там, в долине Голубых ветров, мы рас­ прямимся, табуны разведем, стада... Там нет байских поскотин. Когда силу в своих ру­ ках почуем, опять сюда спустимся». Когда-то в партии находились люди, ут­ верждавшие, что (нэп только отступление. Они получили по рукам. Нэп еще и пере­ группировка сил для нового наступления. Коптелав в своем «Великом кочевье» очень хорошо иллюстрирует этот партийный те­ зис. Мы видим крепнущих баев, русских раз­ дышавшихся кулаков, агентуру классово­ го врага в советских органах. Но мы ви­ дим и другое — происходит перегруппи­ ровка сил. Наши беззаветные .герои пар- тийцы-атитаторы', вроде описанного Кап- теловым Суртаева, забираются в самое сердце гор. Среди алтайцев появляются свои энтузиасты) культурной революции, грамотности и оседлости, как, например, Чумар Камзаев. Идея коллективизма посте­ пенно завоевывает сознание масс. Сапог начинает чувствовать, что происходит кру­ той поворот в политике, отступление кон­ чилось, развертывается стремительное «нас­ тупление социализма. И вот приходит день, когда мечта Борлая Токушева сбылась. Он возвращается в Каракольскую долину по­ бедителем. Победа ему досталась боль­ шой ценой на иной, принципиально новой основе. От баев они бежали единоличника­ ми, слабым, разобщенным скопищем, натаД вернулись колхозниками — силой, перед ко­ торой отступает бай, которой он должен уступить свое место. Победа Токушева возможна лишь при нашем общественном строе, во всякое дру­ гое время Борлай потерпел бы от Сапога решительное поражение. Только в наших условиях сбывается вековечная мечта всех бедняков — избавиться от угнетения бога­ тыми. Путь к осуществлению этой мечты — суровая классовая борьба, а не бегство от нее в пустыню. Борлай, не в пример Сау­ ду, знает, что от классовой борьбы убе­ жать нельзя. Это очень убедительно по­ казал Коптелов своим романом. В этом заключается его несомненный плюс. По манере письма Коптелов реалист. Он сторонник детальных описаний, прсле- довательвого изложения событий. Не. плохо он умеет писать горы, лесной пейзаж. Там, где описывает быт аила, он в .особенности этнографичен. Чегедек — платье замужиых алтаек — .он описывает так: . «Чегедек был сшит из дешевого плиса, оторочен радужными лентами, ,а на груда были рассыпаны красные шарики, связи го­ лубых бус и белые ракушки, похожие на змеиные пасти. iB построй россыпи терялись блестящие, будто черным лаком покрытые косы, унизанные крупными перламутровыми пуговицами». Эта детальность описаний иногда .снижа­ ет темп романа, замедляет и отяжеляет чте­ ние. При всей ценности сообщаемых сведе­ ний, интерес ослабляется. Образы, характеры передаются (нередко лишь в одном плане — недостаток, который следует .поставить в большую вину немоло­ дому мастеру, каким является Коптелов. Скажем, Чумар Камзаев — только энту­ зиаст, он одержим идеей внедрения грамот­ ности, других индивидуальных особенно­ стей характера мы не чувствуем. Тоже при­ ходится сказать о безличной, хотя л наг­ ражденной многими достоинствами, фигуре коммуниста Суртаева. Каков у него темпе­ рамент? КаковЫ его личные, принадлежа­ щие лишь ему одному черты психики? Об­ разы |Ко.птелов.а мы понимаем, для нас ясна- мысль автора, его план. А ведь этого ма­ ло, — надо их видеть и ощущать. Надо; чтобы люди романа жили своей собствен­ ной живнью, своими намерениями и мечта­ ми. Есть в стиле Коптелова несомненная струя- романтизма. Прочтите страницы, когда Борлай со 'сво­ ими товарищами по колхозу возвращается в Каракольскую долину, или когда охотни­ ки Токушевы в день Октябрьской годовщи­ ны прерывают охотничий промысел, подни­ маются на хору и салютуют в честь проле­ тарской революции. — «В деревнях с красными флагами хо­ дят, пески поют... — «А мы что будем делать? Пойдем нац.. верх, — Байрым показал глазами на хре­ бет, потом взглянул на ружье. Борлай по­ нял его.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2