Сибирские огни, 1934, № 4
тайги, то, «Великое кочевье» с этого начи нается. В этом и сходство и глубокое раз личие, отражающее различие самого време ни. Если Сауда и мудрого Бали в тайгу го нит отчаяние, безвыходность, то здесь мы имеем другое. Борлай говорит стоим колеб лющимся сородичам: — «Нам один путь — в дальнюю долину. Здесь баи задушат нас, как слепых щенят. А там, в долине Голубых ветров, мы рас прямимся, табуны разведем, стада... Там нет байских поскотин. Когда силу в своих ру ках почуем, опять сюда спустимся». Когда-то в партии находились люди, ут верждавшие, что (нэп только отступление. Они получили по рукам. Нэп еще и пере группировка сил для нового наступления. Коптелав в своем «Великом кочевье» очень хорошо иллюстрирует этот партийный те зис. Мы видим крепнущих баев, русских раз дышавшихся кулаков, агентуру классово го врага в советских органах. Но мы ви дим и другое — происходит перегруппи ровка сил. Наши беззаветные .герои пар- тийцы-атитаторы', вроде описанного Кап- теловым Суртаева, забираются в самое сердце гор. Среди алтайцев появляются свои энтузиасты) культурной революции, грамотности и оседлости, как, например, Чумар Камзаев. Идея коллективизма посте пенно завоевывает сознание масс. Сапог начинает чувствовать, что происходит кру той поворот в политике, отступление кон чилось, развертывается стремительное «нас тупление социализма. И вот приходит день, когда мечта Борлая Токушева сбылась. Он возвращается в Каракольскую долину по бедителем. Победа ему досталась боль шой ценой на иной, принципиально новой основе. От баев они бежали единоличника ми, слабым, разобщенным скопищем, натаД вернулись колхозниками — силой, перед ко торой отступает бай, которой он должен уступить свое место. Победа Токушева возможна лишь при нашем общественном строе, во всякое дру гое время Борлай потерпел бы от Сапога решительное поражение. Только в наших условиях сбывается вековечная мечта всех бедняков — избавиться от угнетения бога тыми. Путь к осуществлению этой мечты — суровая классовая борьба, а не бегство от нее в пустыню. Борлай, не в пример Сау ду, знает, что от классовой борьбы убе жать нельзя. Это очень убедительно по казал Коптелов своим романом. В этом заключается его несомненный плюс. По манере письма Коптелов реалист. Он сторонник детальных описаний, прсле- довательвого изложения событий. Не. плохо он умеет писать горы, лесной пейзаж. Там, где описывает быт аила, он в .особенности этнографичен. Чегедек — платье замужиых алтаек — .он описывает так: . «Чегедек был сшит из дешевого плиса, оторочен радужными лентами, ,а на груда были рассыпаны красные шарики, связи го лубых бус и белые ракушки, похожие на змеиные пасти. iB построй россыпи терялись блестящие, будто черным лаком покрытые косы, унизанные крупными перламутровыми пуговицами». Эта детальность описаний иногда .снижа ет темп романа, замедляет и отяжеляет чте ние. При всей ценности сообщаемых сведе ний, интерес ослабляется. Образы, характеры передаются (нередко лишь в одном плане — недостаток, который следует .поставить в большую вину немоло дому мастеру, каким является Коптелов. Скажем, Чумар Камзаев — только энту зиаст, он одержим идеей внедрения грамот ности, других индивидуальных особенно стей характера мы не чувствуем. Тоже при ходится сказать о безличной, хотя л наг ражденной многими достоинствами, фигуре коммуниста Суртаева. Каков у него темпе рамент? КаковЫ его личные, принадлежа щие лишь ему одному черты психики? Об разы |Ко.птелов.а мы понимаем, для нас ясна- мысль автора, его план. А ведь этого ма ло, — надо их видеть и ощущать. Надо; чтобы люди романа жили своей собствен ной живнью, своими намерениями и мечта ми. Есть в стиле Коптелова несомненная струя- романтизма. Прочтите страницы, когда Борлай со 'сво ими товарищами по колхозу возвращается в Каракольскую долину, или когда охотни ки Токушевы в день Октябрьской годовщи ны прерывают охотничий промысел, подни маются на хору и салютуют в честь проле тарской революции. — «В деревнях с красными флагами хо дят, пески поют... — «А мы что будем делать? Пойдем нац.. верх, — Байрым показал глазами на хре бет, потом взглянул на ружье. Борлай по нял его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2