Сибирские огни, 1934, № 4
под крылья... И так гуси замерзают. На деюсь, ты меня понял. Покупай 'ружья. К охотничьему сезону я приеду. Твой друг». Роман является рассказом о том, как бед няки, братья Токушевы — Борлай, Байрым и Ярманка укрепляли в себе и своих соро дичах волю к борьбе с баями, как они учи лись по-новому понимать жизнь, как трудна была борьба с многовековым укладом ко чевого быта, с его идеологической над стройкой, которая — целиком на руку баям; мак аки под руководством партийных орга низаций, наконец, об’единяют свои усилия и кооперируются в простейший колхоз: учат ся грамоте, ленинской политике; их жены сбрасьгвают символ семейного рабства — чегедеки; их молодежь тянется в комсомол, в партию, в школы; как они, словно опорная лавина, обрушиваются на байские гнезда и в жестокой классовой борьбе наносят баям первые решительные .поражения — отбира ют голос, зайсана Сапога лишают его боль шого, когда-то нерушимого слова. Роман подчеркнуто социальный. Он отра жает социальную революцию в националь ной области, обнимает годы 1924-1927, в нем около полусотни действующих лиц. Великая перекочевка племени мундусов символизи рует еще более великую перекочевку всего ойротского народа. Весь Алтай кочует ог многовекового рабства, темноты, отсталости ■к социализму, которому алтайская беднота . и середняки говорят свое неизменно ра достное: — Ие! Да... Есть в романе интимная сторона. Это — любовь Ярманки Токушева к прекрасной Яманай. Жениться на любимой не дозволя ют ему два обстоятельства: на руках Яр манки осталась жена старшего брата, по гибшего во время партизанской войны, старая Чаных, которую по законам пред ков Ярманка был обязан взять за себя. Еще тяжелее перешагнуть другой обы чай: — невеста Ярманки принадлежит к одному с ним роду (сеоку) и считается его кровной сестрой. По понятиям алтайцев, их брак означал бы кровосмешение. Родовые обычаи, предрассудки — вот главное за труднение. В ходе романа мы видим, с ка кими усилиями, трудностями и поражениями Ярманка и Яманай пытаются вырваться из- под власти предрассудков. Медленно, очень медленно очищается их психика от суеве рий прошлого, пустивших глубокие корни « сознание. Особенно тяжело достается Яманай. Бай Сапо-г делает ее средством для осуществле ния своих классовых целей, ее красоту — приманкой. Он добивается согласия родных Яманай на ее брак со своим пастухом Аныт- пасом и подкупает его при помощи этого брака и богатого калыма за невесту. Его руками бай Сапог стреляет в своего ненави стного врага ©орляя. Вместо Борлая пуля летит в его брата Байрыма. Анытпаса судят. И даже на суде не решается он выдать сво его (хозяина и его ближайшего ооратника шамана Шатыя. Молчит и запуганная, изна силованная Сапогом Яманай. Только после того, как мужа .приговаривают к пяти годам заключения, а бай делает новую попытку насилия, после того, как от Яманай отверты. вается родная мать, — она покидает нена вистное жилье байского раба Анытпаса и бросает «смелые» слова о 'Своем возлюблен ном: — «Никогда я не вернусь без него в Ка- ракольскую долину. Никогда». Ярмо родового предрассудка сброшено. Дорогой ценой человек заплатил за свое право выбирать себе спутника. Ярманка, к которому спешит Яманай че рез хребты (здесь мы чувствуем определен ную символику) — уже не тот простодуш ный, доверчивый парень, который когда-то .пел для нее в лунные ночи любовные песен ки. 'Он тоже изменился. Это уже мужествен, ный, полный энергии борец. Показ роста личности, процесса освобождения психики от многочисленных предрассудков прошлого составляет характерную черту романа. Другая /о'ообекмопъ — историчность. Ав тор связывает мелкие события с крупными, малое берет как часть большого, большое показывает в зависимости от малого. От дельные персонажи (например, человек с проникновенным взглядом серых глаз и шапкой курчавых волос на голове) — дей ствительные лица. О многих событиях, из ложенных в романе, в свое время мы чи тали в газетах. Неподдельность материала, этнографические подробности в описании быта алтайцев, несомненно, повышают поз навательное значение романа. Для людей, зучающих быт алтайцев, роман может виться своеобразной настольной книгой. то же время он является хорошей ил люстрацией к основным положениям ленин ской национальной политики партии. Возвращаясь, к своему тезису — о сопо ставимости «Великого кочевья» с «Большим Аргишем», отмечу следующую примеча тельную деталь. Бели «Большой Аргиш» кончается описанием бегства Сауда в глубь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2