Сибирские огни, 1934, № 4
«Великое кочевье» — передвижение це лого народа от одного, а именно — кочево го периода своей истории к другому, кото рый мало охарактеризовать термином осед лость... «Большой Армии» — в переводе на русский язык в сущности тоже означает не что нное, как большое кочевье. Это совпа дение (названий уже само >по себе примеча тельно и дает возможность •сопоставить ро маны и установить некоторые общие тен денции авторов, действующи» независимо един от другого. Роман Коптелова — это роман о наших . днях, о днях борьбы за сплошную коллек тивизацию. Именно в коллективы, ликвиди ровав 'байство, последний раз в своей исто рии кочует ойротский народ, под руковод ством людей «нового племени» — больше виков. Роман Отарова говорит о предрсво- 1люциояно.м прошлом. Это роман о несколь ких тунгусских охотничьих семействах, за брошенных на далекий север и поставлен ных автором почти с глазу на глаз, один на один в борьбе с 'Суровой природой. Чем же вызван их великий аргиш? Куда, в какие туманные дали всматриваются во жаки их кочевого транспорта? Каковы ре альные лупи и выходы для своего народа находят они в тяжелых условиях того вре мени и каковы эти условия? История, рассказанная в первой части «Большого Аргиша», такова. В тайге, где кочуют тунгусы и остяки, среди редких русских поселений начался страшный <мор. В условиях жизни под не надежными кровлями берестяных чумов, когда люди на ночь по нескольку человек забираются в меховые мешки, чтобы 'собст венной теплотой .согревать друг друга, — они вместе с теплом перекосят и заразу, ис ход которой — смерть. Вымирают целые семейства. Вымерла семья охотника Бодря — сперва он сам, следом жена и двое ребятишек. В жизых остался дед Бали и его внучка Пэтэма. По верье, древний обычай заставляет живых покинуть чум, в котором умер человек. Но старик Бали слеп, а Пэтэма еще ребенок, а кругом ни души. Итти же надо через горы, леса, к соседним чумам, может быть за сот ню верст, к реке, где кочуют сородичи — охотник Рауль с семьей и его сосед — Топ. ко. И вот, суровой зимой, надеясь лишь на свою память, сохранившую когда-то виден ные картины этих мест, отдельные приме ты, используя глаза своей внучки, мудрый, старый Бали пытается достичь намеченной цели. Он достигает ее, ио лишь благодаря счастливой встречи с Раулем... Надо ска зать, что страницы, где описан этот много дневный переход, сделаны с 'большой рас полагающей простотой. Они наиболее jani- j минаются из всего романа. «•Подошли к писанному дереву с i«e3jO ‘ ватой вершиною — чиной, остановит f /ь. ГЬгэма спросила: — «Теперь что? — «Теперь?... Покажи мне, где солнце. — «Я как покажу? Ты не видишь. — «Эко, не вижу! Увижу. Поставь меня к «ему лицом. — «Ты стоишь прямо. — «На половине дня? «Бали нахмурился. Ему приходилось тяжело думать, чтобы хорошо припомнить направление и растолковать Пэтэме, как держаться солнца. От приметного дерева... есть тес на деревьях, который он делал к чуму от лабаза с мясом. Но тес этот редкий и от времени затянулся корой, залип серой. — «Пэтэма, тут держи солнце. — Бали для ясности похлопал себя по правой ску ле. — Хорошо поняла? Не забывай». «Лыжный след п-отянулся по тайге, как два белых ремня». Многие дальнейшие главы своего произве. дения тов. Ошаров отдал описаниям таеж ной охоты, (странствий, быта в охотничьих чумах, людям. Он создает простые, запоми нающиеся образы. Рауль — старательный, удачливый охот ник, большой любитель гульнуть; . лентяй Топко, все заботы по хозяйству взваливший на плечи жены и даже винтовку готовый j променять на теплый спалыный мешок и лишний часок сна. Мы видим, как подрастает его сын Сауд, как 'он уверенно занимает место отца на охоте и становится настоящим хозяином в чуме, хотя и не дорос до .совершеннолетия. Мы видим, как расцветает таежная девуш ка Пэтэма, как в ее сердце ;и сердце Сауда вспыхивает, (разгорается ярким пламенем любовь. Но среди всех героев романа особое ме сто принадлежит Вали. Это — великий муд рец, носитель родовых традиций. Он про жил большую, полную лишений и суровой борьбы жизнь. Борьба закалила, но не ис портила его, — не высушила мозг, не оже сточила сердце. Тов. Ошаров рисует психо логический портрет Бали с большой подку пающей теплотой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2