Сибирские огни, 1934, № 4

Два романа1 \ j И. КУДРЯВЦЕВ Литература в Сибири в этом году обо­ гатилась двумя крупными и по об’|му и по содержанию произведеними, принадлежа­ щими перу членов нашей организации. Пе|рвое — роман «Большой Аргиш»2 М. Ошарава, автора, 12 лет прожившего на советском севере. Второе произведение — «Великое кочевье»8 Афанасия Коптелова. В том и другом случае перед нами лишь первые части больших задуманных твор­ ческих планов. Примечательно то обстоятельство, что оба автора повествуют о национальных, в прошлом отсталых и всячески угнетенных окраинах .нашей страны. «Большой Ар- гиш» — роман из жизни .тунгусов, населяю­ щих бассейн Хатанги. «Великое кочевье» повествует о жизни и борьбе ойротов. Нам уже доводилось отмечать несомнен­ но положительный интерес сибирских пи­ сателей к жизни малых народов, населяю­ щих Сибирь. Они прилежно в течение мно­ гих лет изучают все, что связано с гой или иной национальной областью, они стремят­ ся действительно стать консультантами по своей теме, а именно так, щ только так, должен работать советский писатель. Ответ­ ственность на нем лежит огромная. Надо писать глубоко, обдуманно, с хорошим зна­ нием дела, чтобы по художественным ipo- изведениям можно было изучать советскую действительность, как по прсмзведвд'.ям Бальзака в свое время Энгельс изучал эко­ номическую историю Франции. Как же на­ ши авторы справились с этой задачей? «Мы стоим за правду в искусстве» — та­ кова наиболее характерная черта, отличаю­ щая наше направление в литературе от на­ 1 Докла , чи анн'. й на заседаниях 1-го Краев го ‘езда СОМ 3 (.м № 2 .С богией за г. * См. Ль 3 „< иоогнел" за 1934 г. правления лжи, клеветы и человеконенд- ви'стничесгва, которое принесли идеологи фа­ шизма в буржуазную литературу. Мы ста­ вим перед собой задачу в конкретных, ощу­ тимых образах показать действительный мир, вскрыть истинное содержание историк и современности, помочь революционной переделке мира. В нашем творчестве мы хотим следовать указанию Энгельса — соединять идейную глубину художественных произведений с живостью, которой отличались произведе­ ния таких великанов, как Шекспир. В этих положениях и заключена в основном теоре­ тическая суть того, что именуется в нашей литературе методом социалистического ре­ ализма. Советские писатели соревнуются в деле наиболее правильного и плодотворного при­ менения метода социалистического реализ­ ма. Разбирая их конкретные работы, мы должны это делать в том направлении, что­ бы ответить на вопрос, как писателю уда­ лось вскрыть истинное содержание истории, если он пишет о прошлом, и современно­ сти, если он борется за тему сегодняш­ него дня. Как он анализирует и понимает классовые силы; двигающие события, прос­ леживает их взаимосвязь, как помогает сво­ им творчеством познанию и переделке мира. Обращаясь к нашим авторам, прежде все­ го, мы должны отметить некое внутреннее их родство. Оно, конечно, вызвано не одним лишь общим тяготением к определенной те­ ме. Их романы в известных пределах сопо­ ставимы. Даже теперь, к</тда перед нами лишь первые части будущих произведе­ ний, — без особого риска можно утвер­ ждать. что в какой-то степени один ромай отвечает на вопросы, поставленные в ДРУ­ ГОМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2