Сибирские огни, 1934, № 4

« «м ании к нам воего культурного мира и о том высоком удельном весе, какой заняла «аша литература е мировой литературе. Этим обстоятельством усиливается ответст­ венность советских писателей за свою про­ дукцию, а борьба за 'качество приобретает уже политический характер. Отсюда — не­ обходимость строжайшего отбора писатель­ ских кадров и суровой самокритики, каж­ дая «мысль и каждая фраза должны быть сугубо доброкачественны во всех отноше­ н и я х ^ То®. Березовский в обстоятельном и мно­ гогранном докладе, (продолжавшемся ^свы­ ше тре'Х часов, подробно проследил пути развития советской художественной литера­ туры и ее ошибки и достижения, 'начиная с эпохи Пролеткульта и «Кузницы» и кончая дискуссией о языке и лозунгом социалисти­ ческого реализма, показал небывалый рас­ цвет национальной литературы (многочис­ ленны х народностей СССР, рассказал о де­ ятельности Центрального Оргкомитета, осо­ бо рассмотрел вопрос об отношении к ста­ рой писательскЬй интеллигенции и подчерк­ н у л задачи, стоящие перед пиоательским активом Западной Сибири: — Представитель Крайкома партии был нрав, когда говорил об (отставании сибир­ ских писателей от жизни, от советской дей­ ствительности. Это отставание необходимо ликвидировать. Что значит ликвидировать отставание? Это значит достойно отобра­ зить ту великую перестройку, которая со­ вершается в Западной Сибири,- в бывшем отсталом аграрном крае, 'превращаемом ны- ие в передовой, индустриальный, в новую угольную и металлургическую базу на во­ стоке. И ме только это. Надо хорошо пока­ зать и Сибирь старую, каторжную, Сибирь, лолуэадушенмую царскими чиновниками, Си­ бирь партизанскую, эпохи Колчаковщины. Показать шиш гиганты, новостройки, (кол­ хозы, совхозы, новое население края, ново­ го с о ц и а л и с т а eoKO.ro человека. Показать могучий рост национальностей Ойрогни, Хакассии, Горной Шорни. Но как показать? В ярких художественных образах — в про­ изводственной обстановке и в быту, в но­ вых сложных взакмотношениях в характер­ ных мелочах, включительно до того, что, например, думает сибирская старуха-кол­ хозница, когда ложится спать. А для это­ го надо предварительно изучить производ­ ство, быт, отношения, -надо самому писате­ лю с головой погрузиться в то, что он хо­ чет отобразить, непосредственно включить­ ся в работу, заразиться энтузиазмом луч­ ших ударников. Только тогда произведение будет волновать и воспламенять... И еще одна большая задача, которую и старое, и молодое поколение писателей должны ус­ воить — это сплочекие вежруг коммунисти- чеаыой партии, вокруг ее ЦК, и внедрение в художественную литературу идей Мгркса- Энгельса-Ленина-Сталина, чтобы писатель­ ский голос был понятен трудящимся и по ту сторону наших границ. Будем писать так, чтобы вызывать живой резонанс во всем мире и чтобы отзвуки наших голосов были слышны и после того, как мы с вами соэдем со сц'лны... И. Второй день с’езда открылся прениями во докладу т. Березовского. Прения проходили весьма ожмленно, — таковы они были и в течении с’езда, пока­ зав большую активность «го участников. Длинные описки ораторов приходилось не раз закрывать, ибо не было физической возможности дать высказываться воем запи­ савшимся, — тогда нехватило бы и целой недели. Премия по докладу т. Березовского каса­ лись преимущественно Организационных вопросов. Почти ®ое ораторы отметили, что Центральный 'Оргкомитет мало внимания уделял западмо-,сибирской писательской ор­ ганизации, руководство и инструктаж с его стороны были зачастую неудовлетворитель­ ны. Присланные из Москвы программы для литкружаосв вызывали -иногда просто недо­ умение, — настолько Рыли они не удачны, а кое в чем и неграмотны. Для личного ру­ ководства или инструктажа никто из мо­ сковских писателей ни разу в ’Новосибирск не приезжал. Краевая художественная ли­ тература .находила в «Литературной газе­ те», органе Оргкомитета, скупое отражение, иногда неправильное, а чаще всего не отра­ жалась никак, и даже -письма и запросы (си­ бирских писателей 'оставались нередко без всякого ответа. Большую горячую речь произнес т. Вы­ соцкий, бывший руководитель краевой ас­ социации пролетарских писателей. Со всей большевистской прямотой и честностью рассказа** ою с ’езду о всех наиболее значи­ тельных ошибках СибАПП’а: невнимании к попутчикам, комчнанстве, отсутствии са­ мокритики, администрировании и пр. Ныне эти ошибки и .нездоровые уклоны в основ­ ном изжиты, но следы их еще кое в чем чувствуются и надо примять решительные меры к тому, чтобы ни о каких рецидивах групповщины не могло быть и речи. О 'своих идеологических ошибках и пре­ одолении их не (Менее горячо высказался Иван Ерошин. Т. Березовский в заключительном слове ответил на все затронутые в прениях воп­ росы. В тот же день с докладом о работе Крае­ вого Оргкомитета выступил т. 'Ансон. — Истерическое постановление ЦК ВКП{6) о перестройке литературных организаций,— сказал он, — вызвало и в нашем крае замет­ ный под’ ем литературно-художественного творчества об’единило' разрозненные и враж­ довавшие меж собою группы. Но вопрос о классовой борьбе в литературе, естествен­ но, сохранил свою остроту. И хотя за пос­ ледние два года не было в краевой литера­ туре открытых выступлений классовых вра­ гов, но отдельный выступления, играющие на-руку классовым врагам, все же имели место в печати, например, очерк Бека «До­ менщик Курако», напечатанный в прошлом году в «Сибирских Огнях». Основной бааой творческой работы слу­ жил журнал «Сибирские Огни». Наряду с ииу. в издании Краевого ОГИЗ’а вишло в 1032 г. и 1933 ir. 28 книжек художественной ■прозы я стихов и 13 книжек вышло в ныне-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2