Сибирские огни, 1934, № 4
« «м ании к нам воего культурного мира и о том высоком удельном весе, какой заняла «аша литература е мировой литературе. Этим обстоятельством усиливается ответст венность советских писателей за свою про дукцию, а борьба за 'качество приобретает уже политический характер. Отсюда — не обходимость строжайшего отбора писатель ских кадров и суровой самокритики, каж дая «мысль и каждая фраза должны быть сугубо доброкачественны во всех отноше н и я х ^ То®. Березовский в обстоятельном и мно гогранном докладе, (продолжавшемся ^свы ше тре'Х часов, подробно проследил пути развития советской художественной литера туры и ее ошибки и достижения, 'начиная с эпохи Пролеткульта и «Кузницы» и кончая дискуссией о языке и лозунгом социалисти ческого реализма, показал небывалый рас цвет национальной литературы (многочис ленны х народностей СССР, рассказал о де ятельности Центрального Оргкомитета, осо бо рассмотрел вопрос об отношении к ста рой писательскЬй интеллигенции и подчерк н у л задачи, стоящие перед пиоательским активом Западной Сибири: — Представитель Крайкома партии был нрав, когда говорил об (отставании сибир ских писателей от жизни, от советской дей ствительности. Это отставание необходимо ликвидировать. Что значит ликвидировать отставание? Это значит достойно отобра зить ту великую перестройку, которая со вершается в Западной Сибири,- в бывшем отсталом аграрном крае, 'превращаемом ны- ие в передовой, индустриальный, в новую угольную и металлургическую базу на во стоке. И ме только это. Надо хорошо пока зать и Сибирь старую, каторжную, Сибирь, лолуэадушенмую царскими чиновниками, Си бирь партизанскую, эпохи Колчаковщины. Показать шиш гиганты, новостройки, (кол хозы, совхозы, новое население края, ново го с о ц и а л и с т а eoKO.ro человека. Показать могучий рост национальностей Ойрогни, Хакассии, Горной Шорни. Но как показать? В ярких художественных образах — в про изводственной обстановке и в быту, в но вых сложных взакмотношениях в характер ных мелочах, включительно до того, что, например, думает сибирская старуха-кол хозница, когда ложится спать. А для это го надо предварительно изучить производ ство, быт, отношения, -надо самому писате лю с головой погрузиться в то, что он хо чет отобразить, непосредственно включить ся в работу, заразиться энтузиазмом луч ших ударников. Только тогда произведение будет волновать и воспламенять... И еще одна большая задача, которую и старое, и молодое поколение писателей должны ус воить — это сплочекие вежруг коммунисти- чеаыой партии, вокруг ее ЦК, и внедрение в художественную литературу идей Мгркса- Энгельса-Ленина-Сталина, чтобы писатель ский голос был понятен трудящимся и по ту сторону наших границ. Будем писать так, чтобы вызывать живой резонанс во всем мире и чтобы отзвуки наших голосов были слышны и после того, как мы с вами соэдем со сц'лны... И. Второй день с’езда открылся прениями во докладу т. Березовского. Прения проходили весьма ожмленно, — таковы они были и в течении с’езда, пока зав большую активность «го участников. Длинные описки ораторов приходилось не раз закрывать, ибо не было физической возможности дать высказываться воем запи савшимся, — тогда нехватило бы и целой недели. Премия по докладу т. Березовского каса лись преимущественно Организационных вопросов. Почти ®ое ораторы отметили, что Центральный 'Оргкомитет мало внимания уделял западмо-,сибирской писательской ор ганизации, руководство и инструктаж с его стороны были зачастую неудовлетворитель ны. Присланные из Москвы программы для литкружаосв вызывали -иногда просто недо умение, — настолько Рыли они не удачны, а кое в чем и неграмотны. Для личного ру ководства или инструктажа никто из мо сковских писателей ни разу в ’Новосибирск не приезжал. Краевая художественная ли тература .находила в «Литературной газе те», органе Оргкомитета, скупое отражение, иногда неправильное, а чаще всего не отра жалась никак, и даже -письма и запросы (си бирских писателей 'оставались нередко без всякого ответа. Большую горячую речь произнес т. Вы соцкий, бывший руководитель краевой ас социации пролетарских писателей. Со всей большевистской прямотой и честностью рассказа** ою с ’езду о всех наиболее значи тельных ошибках СибАПП’а: невнимании к попутчикам, комчнанстве, отсутствии са мокритики, администрировании и пр. Ныне эти ошибки и .нездоровые уклоны в основ ном изжиты, но следы их еще кое в чем чувствуются и надо примять решительные меры к тому, чтобы ни о каких рецидивах групповщины не могло быть и речи. О 'своих идеологических ошибках и пре одолении их не (Менее горячо высказался Иван Ерошин. Т. Березовский в заключительном слове ответил на все затронутые в прениях воп росы. В тот же день с докладом о работе Крае вого Оргкомитета выступил т. 'Ансон. — Истерическое постановление ЦК ВКП{6) о перестройке литературных организаций,— сказал он, — вызвало и в нашем крае замет ный под’ ем литературно-художественного творчества об’единило' разрозненные и враж довавшие меж собою группы. Но вопрос о классовой борьбе в литературе, естествен но, сохранил свою остроту. И хотя за пос ледние два года не было в краевой литера туре открытых выступлений классовых вра гов, но отдельный выступления, играющие на-руку классовым врагам, все же имели место в печати, например, очерк Бека «До менщик Курако», напечатанный в прошлом году в «Сибирских Огнях». Основной бааой творческой работы слу жил журнал «Сибирские Огни». Наряду с ииу. в издании Краевого ОГИЗ’а вишло в 1032 г. и 1933 ir. 28 книжек художественной ■прозы я стихов и 13 книжек вышло в ныне-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2