Сибирские огни, 1934, № 4

образцами ‘продукции лучших парфюмерных фабрик Франции. Казалось бы, можно было уаз’яснить, что нас интересует во Франции « е эта отрасль промышленности» и т. д... Легко представать, как будет выглядеть такое резонное раз’яснение благоразумного человека в семейной сцене. Наконец, в статье есть и теоретические воображения. «Сибирские Огни» не могут не знать, — что социалистический реализм — результат всего предшествующего развития истории мировой литературы». Так пишет т. Буранова, неплохой фелье­ тонист, но пока что неудачный критик. Социалистический реализм есть .реализм плюс 'научио-социал'исшческ'Ое миропонима­ ние. Этот стиль возникает на .почве крити­ ческого освоения всей предшествующей культуры, в том числе искусства и лите­ ратуры. Но говорить, что социалистический реализм есть «результат развития истории мировой литературы» — нелепость. Социа­ листический реализм есть, прежде всего, результат развития пролетарской революции, и вовсе не сей почтенной науки... Допустим, что критику причудилось мно­ жество хвалебных рецензий о «Мистере Ин­ тервенте» в «Сибирских Огнях», что «ритик просчитался, что критик влюблен в литера­ туру и только поэтому ненавидит х.алтуру. Пусть так. Даже соратник т. 'Бурановой, пос­ лавший рецензию на «Мистера Интервента» * ОГИЗ, счел долгом упомянуть в этой ре­ цензии что Западная Сибирь дала не один десяток имен советской стране» и что «роль лгитературнопо движения в Западной Сиби­ ри выходит за пределы края». Почему же у наших критиков никогда не возникает потребности поделиться с читателями свои­ ми мыслями по поводу этих «имен» и этой «роли». Почему критики, подобные т. Бу* рановой, начинают петь только тогда, ког­ да представляется возможность лягаться, к радости обывателей? В передовой статье «С’езд писателей и задачи критики» — «Литературная газета» (22-VII—1934 г.) совершенно правильно оп­ ределила эти задачи. «Критика наша должна быть товарище, ски чуткой и бережной в отношении писа­ теля. Она не должна быть односторонне­ разносной или односторонне - хвалебной, заезжательской или cyiy6o менторской. Критика наша обязана помогать писателю подняться выше в его творчестве, критик должен так относиться к писателю, чтобы последний уважал критика, чтобы между писателем и критиком было идейно-творче­ ское взаимодействие и понимание. Без все­ го этого критика не достигает своей цели. Самый тон критических статей должен быть выражен в духе уважения и серьез­ ного подхода к разбираемому произведе­ нию или' вопросу. К сожалению, у нас не­ редко бывает наоборот. Но особенно вни­ мательна должна быть критика по отноше­ нию к выводам. Здесь особенно опасны огульные утверждения и обобщения, суд и расправа над тем или иным произведением художественной литературы». К сожалению, у нас слишком часто «бы­ вает наоборот». Пять лет назад муза /и секретарь труппы. «Настоящее», — т. Попова провозгласила «исторический лозунг: «Писателей надо бить оглоблей». Э. Буранова более женственна. Вместо оглобли она берет швабру и повто­ ряет тот же лозунг с женскими поправками: «Тщательно отскрести, смыть... поля сибир­ ской литературы». Происходит «развитие истории», но суть остается. Я вовсе »е склонен утверждать, что т. Бу­ ранова все еще исповедует литературные теории «Настоящего». Но ошибочно пола­ гать, что суть группы «Настоящее» заклю­ чалась в литературных теориях. Напротив, она не славилась оригинальностью теорий. Ее сторонники любили клясться всеми ло­ зунгами партии и об’ являли себя защитни­ ками подлинного художества. Мы проверяем людей, в том числе литераторов, по их де­ лам, а не по их декларациям. Всем извест­ но, что дела «Настоящего» вели к разруше­ нию литературы. Эти дела заключались в использовании великого авторитета боль­ шевистской печати в групповых целях, » культивировали в литературной критике приемы издевательства, лжи и клеветы. Де­ ла эти в той или иной форме не слишком редки и после образования Союза совет­ ских писателей. Такова, например, статья А. Гарри о «Дне втором» И. Эренбурга, то­ го самого Гарри, по мнению которого «в Байкал впадает более десятка рек, а выте­ кает одна Селенга». Таковы статьи т. Бура­ новой в «Советской .Сибири» и многие дру­ гие статьи на страницах провинциальных, газет. Пишет, например, хороший якутский поэт Эляй стихи: «На востоке, на западе, На юге, на севере, Великий Ленин Землю возьмет».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2