Сибирские огни, 1934, № 4
ную, сдобренную, мистикой, галиматью», — заключает автор.1 4 Обстановка, как видим, отнюдь не рас полагала к легкомыслию. Напротив, следо вало бы отнестись к повести т. Пав- юва с особым вниманием. Этого никак нельзя сказать о статье т. Бурановой. •«Прогулки (?) «Мистера Интервента». По добно «Истории лжи и клеветы», статья наполнена более или менее замаскирован ным издевательством над писателем, с по тугами на остроумие и даж.е с цитатами из Гейне, вроде эпиграфа: «На челе носил он лавры». В этом же плаве действуют 'различных размеров «шпильки» и прочие колкости: «Такая железная идеологическая выдержан ность!», или «А теперь станцуем крако вяк»... Но главным образом 'статья действу ет такими приемами, что невольно прихо дит мысль, не перепутала ли т. Буранова заглавия своих статей: к первой больше по дошел бы заголовок «Прогулки Мистера Ин тервента», а ко второй — «История лжи и клеветы». , «Голову Георгия Павлова, автора повести ^Мистер Интервент» — пишет Буранова, — прикрывает пребольшущий лавровый венок. Повесть эта систематически расхваливается, всемерно популяризируется «Сибирскими Огнями»-. Чсрнович и другие беззастенчи во провозглашают это социалистическим реализмом». Наконец, Буранова цитирует мои слова, направленные против группово го расхваливания, и заявляет, что «Сибир ские огни» этим и занимаются. 1 Рецензия была напечатана в ' бюллетене «Библиографического института при ОГИЗ’е. Затем ОГИЗ решил проверить критика, по- оучив одному из своих сотрудников дать новый отзыв о «Мистере Интервенте». От зыв этот оказался диаметрально противопо ложным упомянутой рецензии. «Книга Павлова «Мистер Интервент», — пишет тов. Бронштейн, — трактует о пере воспитании колеблющегося сйециалиста- инженера в результате влияния партии и коллектива. В книге неплохо показана раз лагающаяся среда городского мещанства. Одновременно автор с большой убедитель ностью показывает лучших представителей рабочего класса и советской интеллигенции, творящих дело большой общественной и политической важности. В языковом отно шении книга местами написана неряшливо. Язык кое-где исковеркан до того, что труд но понять мысль автора. Однако, таких мест не так уж много. В общем, несмотря на имеющиеся недостатки, книга ни в коем случае не должна быть из’ята, ибо она пра вильно трактует большую и важную тему». Так пишет критик. Однако, действителъ- ' ность вовсе не так приятна для любителей похвал. По детальным изысканиям т. Бурановой «лавровый венок» Г. Павлова состоит всего (из двух листиков. Первый заимствован .ив юбилейного доклада т. Черновича, где о Павлове есть несколько строк («Сиб. Огни», № 1, 1933 г.), второй — из цитированной рецензии т. Н. Трунева. «— 1932 год дает значительный качествен ный poet художественной литературы За падной Сибири. Мы имеем талоне произве дения. как «Мистер Интервент» — Павлове (Л. Черновнч)». — «Мистер Интервент» — повесть инте ресная и значительная (Н. Т.)». Первый из листиков нельзя считать пох валой, второй листик — фальшивый, так как такой фразы у Н. Т. нет, а есть цити рованное ивой замечание, что показ бесси лия старого мира делает повесть интерес ней. Какова должна быть сила завист, что бы в каждой кепке, покрывающей голову писателя, видеть «лавры»? Кроме рецензии т. Трунева, принадлежа щей, кстати оказать, перу известного омско- iro педагога, в «Сибирских Огнях» о «Мис тере Интервенте» рецензий не было. Итак, никакого «систематического расхва ливания», «всемерной популяризации» и т. д «Мистера Интервента» ни со стороны «Си бирских Огней», ни со стороны Сибирско го союза советских писателей не было ,л нет. Редактора «Сибирских огней» следует обвинить как раз в обратном: в невнима нии к творчеству Г. Павлова. Никто не причислял также этой повести к социали стическому реализму, не исключая даже т. Черновича, который говорит всего лишь от «элементах социалистического '•реализ ма» в повести т. Павлова, что верно. У Н. Трунева о социалистическом реализме Г. Павлова не говорится ни слова. Что касается юамюй критики повести, то с одной стороны она сводится у т. Бурано вой к упрекам в ходульности, «стопроцент ности» героев Павлова, а с другой — к тре бованию ходульности и «стопроцентности» Мещанка-жена кричит: — Я хочу за границу! Слышишь? Хочу! Мужчгерой не против заграницы. О » отве чает просто: — В свое время поедем. Буранова требует: «Благоразумный человек мог бы на это резонно ответить, что в Париж ездят не по тому, что этот город славится популярными ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2