Сибирские огни, 1934, № 4
та»... Жалка и беспомощна была русская буржуазия в своих попытках разрешить проблему, которая величественно реализо вана сейчас в виде второй угольно метал лургической базы СССР». Это «сильное впе чатление», как видим, получается только тогда, когда читатель дополняет автора, пользуясь его же^'материалами. Нельзя со ветовать А. Беку почить на лаврах, напро тив, надо, чтобы он продолжал дальнейшую переработку «Курако», но нельзя нахоДить в его работе одни отрицательные стороны, как «случилось в Новосибирске. «Это, в 'Сущности, довольно (приключен ческая история, — пишет т. Буранова, — с убийствами, самоубийствами и грустными рассказами... Празднуя день своего рожде ния, 15-летний Курако ударил по голове француза-гувернера бутылкой и убежал из отцовского дома. Историк не говорит— бы ла ли за' ним погоня: может быть француз не понимал по-русски, может быть он не обиделся, а может быть для этого случая Бек выбрал бутылку помягче, бутафорскую» и т. п. В таком тоне можно написать о чем угод но: о «Егоре Булычове», о «Войне и мире», о «Фаусте». Ведь по Бурановой это тоже «до вольно приключенческая история с убийст вами, дуэлями и лишением девушек невин ности, ради чего некий спец Фаустович срочно омолаживается с помощью всяческой чертовщины и мистики». Заглавие статьи в том же роде: «История лжи и клеветы». Что «собственно это озна чает — «неясно (очевидно, критик хотел ска зать: клеветническая история). Статья не, только не помогла отделить ошибки очер ка Бека от положительных сторон его ра боты и увлекательной формы, но, напротив, вызвала незаслуженную защиту автора и оттеснила на задний план его ошибки, как это обычно случается при всякого рода «пе регибах». 2 . Повесть Георгия Павлова «Мистер Интер вент» написана по рапповским образцам, «дос (МНО'Лие лосредстванньие повести 1931- 1932 годов. Положительному герою, совет скому инженеру противостоит жена-мещан ка, социалистическому строительству — обы вательское болото. «История молодого че ловека, составляющая ось повести, — совер шенно правильно замечает в своей рецензии « а «Мистера Интервента» т. «Н. Трунав («Сиб. Огни», № 5-6, 1933 г.) — «наказывает, что взращенное гражданской войной и но вой революционной школой поколение не может быть побеждено «старым миром. Он. старый мир, может наносить ему уколы, но не «раны. Это делает «повесть «интересной * значительной». В то же время повесть (портит мелкость событий, строительство в ней — всего лишь фоаг, а на первом плане — семейные и ,даже собачьи склоки, ради которых повесть и на звана по имени собаки. Рисуя положитель ных героев реалистическими «приемами, т. Павлов переходит к символике, гротеску, луб-му, изо«бр«а 1 жая «старый м«ир». Такое сме шение стилей нельзя назвать удач«ны«м. Все эти Палочки, Талочки, Галочки из смешных становятся омерзительным». К тому же они все время переигрывают: «Палочка предло жил «об’явить гол«од'ов|ку «всех .мужчин м женщин старше восемнадцати лет. Тадочка панически всхлипнула: «А как же я буду без обеда»? и т п. Сам тов. Павлов подчерки вает, что «драться с этой мерзостью зазор но... Крой их заводами, живые и здоровые организмы которых — дело твоих рук. Крой рабочими, молодые кадры которых ты обучаешь, воспитываешь. Это крепче и на верняка бьет их. Вот это — верная твоя и наша победа». Рецензия т. Трунева о «Мистере Интер венте», напечатанная в «Сибирских Огнях», являющаяся лучшей рецензией, написа*.шой до сих пор об этой повести, совершенно не достаточна отм«еч«ает срывы «и «путаницу у «т. «Павлова. В iooo i6 iqhko ictm «следовало бы ос тановиться на «обывателыокгах слухах об ин тервенции п«о noBiQioiy появления «пепельно го пса» — «Мистера Интервента». Здесь неверные методы автора в изображении «старого мира» перерастают в политиче скую ошибку. Словом, в данном случае, как и в случае с очерком А. Бека, критике пред- ставлялясь благодарная задача — отделить отрицательные стороны художественного произведения от, положительных. Однако, наши критики обнаружили «одно сторонность, которая, как известно, «ведет ко криво«суд 1 у». Один новосибирский журна лист нап'июал о повести «рецензию и препро водил в ОГ«ИЗ. Символика в рецензии пре вратилась в «мистику, «сем'енн'ые склоки — в «порнографию, а все вместе «в «дикую поли тическую ошибку» издательства. «Литера турный хлам», «литературное вредительст во»! — других оценок у критика нет. «Мы леденеем на месте, читая эту безграмот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2