Сибирские огни, 1934, № 4
журнала1. Перестройка литературных орга низаций дала свои плоды. 3 первой половине 1934 г. в «Сибирских Ог- *их» появилось немало выдающихся произ ведений сибирских писателей. Роман «Жизнь начинается сегодня» Ис. Гольдберга — луч ший роман этого известного писателя, если сравнивать его с другими произведениями Гольдберга, написанными на советскую те матику. Повесть «Трубоклады» — лучшее произведение Ник. Кудрявцева. Роман «Большой Аргиш» — лучшее произведение т. Отарова. Роман «Великое кочевье» — лучший .роман т. Коптелоаа. То же, за не многими исключениями, можно оказать о •тихах В. Вихлянцеша, И. Мухачера и др. Как таи .относиться к Сибирским писате лям, — такое дружное движение (вперед нельзя не отметить, а о многочисленных не- достатках поговорить по-товарищески. Однаио, три ближайшем рассмотрении активности т. Бурановой нас постигло, как ■ринято выражаться, некоторое разочаро вание, если не сказать больше. Критические статьи т. Бурановой, напечатанные в «Со ветской Сибири», касались очерка А. Бека «Курако» и повести Г. Павлова — «Мистер Интервент», появившихся в 1932-1933 г. г. Очерк А. Бека .получил диаметрально про. тевоположную оценку критики. После его появления и № 6-7 «Сибирских Огней» за 1933 г., член редколлегии журнала, т. Ансон аскрыл ряд грубых политических ошибок, допущенных т. Беком. На политические ошибки т. Бека указывало и постановление редакции «Сибирских Огней». В то .же 'вре мя «Литературная газета» напечатала хва лебную рецензию т. Перцева об очерке Бе ка иод заглавием «Социалистическая тема». 8 газете «За индустриализацию» появились значительные выдержки из очерка Бека, чгго, конечно, также означает положитель ную оценку. Наконец, очерк был напечатай снова в журнале «Знамя» (Москва, 1934 г.). В этом .последнем издании т. Бек испра вил несколько ошибок, на которые ему ука зывал т. Ансон, йо отнюдь не довел дела до конца. Остается недописанным портрет ин женера Федоровича, как врага советской власти, начавшего свою вредительскую дея тельность еще в 1918 году, и авантюриста. Не только не использован, как это слёдо- 1 Три книги „Сибогней* за 1932 г. выш ли в начале 1а34 г. вало бы сделать, богатый материал, собран ный автором и доказывающий, что буржуа зия никакого металлургического завода в Кузбассе в^о время не построила бы, но, на против, мк'огие события освещаются в не верном, противоположном этому положе нию, свете. Например, известно, что выяв ленные запасы ТельбеоскЛ руды были не достаточны, 1 и что империалистическая бур жуазная наука поддерживала неблагоприят ные выводы теорией — «в Азии нет желе за». Это отлично было известно акционерам. У Бека же Федорович пытается надуть кали, талистов самым наивны-м образом. Он раз- бивает топором игрушечную модель Тель- беса перед самым приездом своих хозяев. Затем приходит извещение о .нача.-fe войны. «Все поняли, — заключает Бек, — что теперь вряд ли найдутся .капиталы, чтобы оовсить новый район, провести железную дорогу, за ложить рудники и построить завод». Итак, по Беку, выходит, что только война помешала благим начинаниям Федоровича, Известно, что это ие так. Война н>е только ■не помешала захвату «новых раненое», там, где пахло верной наживой, но активизиро вала эггот процесс. В частности, в Сибири имшко во время войны развернулась дея тельность И. Лида, иностранный капитал захватил сибирское пароходство к'а Оби и ■Енисее, лесную промышленность на Енисее, Минусинский торно-рудный район и т. д. Буржуазия отказалась от осуществления Урало-Кузнецкой проблемы потому, что оно было не по плечу русской буржуазии и не выгодно иностранной буржуазии. Несомнен но, что она предпочла бы проекту Федоро вича проект Грум-Гржимайло, так мак для реализации последнего'проекта вовсе не тре бовалось тянуть северную магистраль до Томска, а воего лишь до Тобольска. «Гряз ное железо» попрежнему Ш'озилось бы из- за границы за чистое сибирское золото... Очерк Бека, представляющий собой часть истории Кузнецкого металлургического за вода, требовал .от сибирской критики вни мательного и серьезного разбора. Противо положность оценок заставляла разобраться в сложной обстановке, помочь и автору, и читателям. Наряду с содержанием должен был заинтересовать критиков и литератур ный метод Бека, метод «фактографии» (кстати сказать, пропагандировавшийся группой «Настоящее»), также нередко тол кавший автора на ошибки. «Впечатление от очерка А. Бека получает ся сильное, — писала «Литературная газе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2