Сибирские огни, 1934, № 4

иять «выдумку». В отерке мы предъявляем особые требования к знанию. Всякая ошиб­ ка, всякая халтура в этом отношении совер­ шенно нетерпимы, мы должны -беспощадно ■бить халтуру «невзирая та лица». Надо -сказать, что в этом отношении у нас неблагополучно. Я работаю в области Арктики. Здесь уже говорилось об отноше­ нии арктических моряков к арктическим корреспондентам. Проф. Визе в рецензии « а книгу проф. Н. Н. Зубова заметил: «Она написана язы­ ком вахтенного журнала, но все же дает лучшее представление об Арктике, чем кор­ респондентская халтурщина». В каждом сво­ ем выступлении проф. Визе обязательно упоминает об «арктической халтуре». В повести «Белый кит» я попытался пере- дать мысли такого профессора, читающего арктическую беллетристику и арктические ечерки. Отрывок был напечатан в «Литера­ турной газете» под названием «Профессор Медников читает беллетристику». Я приве­ ду одно описание Арктики из очерка «Дни испытаний», напечатанного в «Известиях». «Наступала полнейшая тишина, такая, что бывает только в великих просторах Аркти­ ки. Кругом абсолютный мрак. Лишь луна серебрит темную поверхность редких полы­ ней. Небо хмурое, с седыми, спешащими ку­ да-то облаками. Льды тихо шуршат, трутся друг о друга, танцуя бессмысленный, кру­ тящийся танец. И вдруг полыхнуло небо и расчертилось блеклой дугой северного сия­ ния, озарив на момент темно-синий небес­ ный свод». Неудивительно, что начальник экспедиции на ледоколе, прочтя о такой Арктике, вздох­ нул: «Все здесь было свалено в одну кучу. |Раз «полнейшая тишина», значит «льды не шуршат». Раз «абсолютный мрак» какая же луна? Когда луна да льды, в Арктике свет­ ло, как даем. И ют северного сияния светло. Арктическая ночь тем и характерна, что всегда, |даже в самое темное время, светла. «Абсолютного мрака» а Арктике никогда н» бывает... Потом какое же небо? «Хмурое, « облаками» или «темно-синий небесный свод?»- С. Третьяков правильно отметил, что 'кри­ тики не пишут об очерках или пишут так, как «Литературная .газета» о Пришвине: «Холодный, сухой» и все. Мы должны орга­ низовать критику очерков, в том числе кри­ тику со стороны ученых, инженеров, удар­ ников заводов и 'Колхозов. Нам нужна кон­ кретная критика, конкретный разбор про** .иаведений очеркистов. Здесь хвалили Ага­ пова, но (мне казалось, что т. Шкловский хвалил больше свои собственные литератур­ ные теории, чем Агапова. Мне же интерес­ нее Побольше узнать об Агапове, чем о тео­ риях Шкловского. Большинство делегатов, выступавших на всесоюзном совещании очеркистов, требо­ вали создания при Союзе советских писа­ телей особого органа, который наиболее воинственные из нас называли «штабом очеркистов». Я надеюсь, что этот «штаб> сумеет привлечь внимание к очерку. У Вазари рассказывается. Монахи плохо кор­ мили художников. «Тогда Давид вышел кв. оебя, вылил на голову монаха весь суп, ло­ том, схватив каравай хлеба, пустил им в мо­ наха и угодил так хорошо, что его едва жи­ вым унесли в келью...». «Тут только аббат понял, — замечает Вазари, — что был не­ прав, и с этого мом.ента старался угождать художникам, как людям, достойным почета, какими они и были». Метод Давида, rrufaiisr rrutendis, Фулея не бесполезен для того будущего боевого содружества очеркистов, о Котором мечтал- Пришвин и другие выступавшие товарищи» Раз мечта становится всеобщей — она стано­ вится действительностью. IV. Привидение, которое возвращается N 1. Бывший член «группы содействия лите­ ратурной группе «Настоящее», т. Бурано­ ва, вновь полюбила литературу в 1934 г. „Критика, особенно газетная, наиболее читаемая пи­ сателями,—критика наша не талантлива, схоластич­ на и малограмотна " .. гНр тика уступает слишком мною места полуграмотным рецензентам, которые вы­ зывают только недоумение и обиоу авторов, но не спо­ собны чел 1 у-либо научить М . ГОРЬКИЙ . Время для проявления ее нежных чувств действительно было подходящее. Журнал «Сибирские Огни» вступил в тринадцатый год издания. За полгода вышло шесть книг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2